Помажь и Аарона, и сыновей его и посвяти их,
чтобы они были священниками Мне.
Исход 30:30.
В этом году исполняется 40 лет со дня кончины святителя земли Пермской, Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая (в миру — Орест Николаевич Бычковский). В середине ХХ столетия, пребывая в сане протоиерея, он совершал своё священническое служение в Богородице-Казанском храме Нижнего Тагила — ныне Казанский мужской монастырь. В то время это был единственный храм города. В этом замечательном и благодатном храме служило много священнослужителей. О большинстве из них мало чего известно. А ведь служение каждого из них – это своя особая история, связанная с жизнью храма и его прихожанами.
Будущий пастырь и иерарх Орест Николаевич Бычковский родился 13 / 26 декабря 1893 года в многодетной семье священника в селе Ивановичи Волынской губернии Житомирского уезда. Благочестивые родители нарекли его греческим именем Орест, что буквально означает «горец», в честь святого мученика Ореста Севастийского, память которого совершает в этот день Святая Церковь. Отец новорождённого, священник Николай Бычковский, скромно и богобоязненно служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в селе Ивановичи в далёком 1775 году. Приход у батюшки Николая был большой, но бедный, как и сам сельский храм, который не отличался большими размерами, был он возведён из дерева и «утварию был весьма скуден».
Несмотря на внешнюю бедность, семья жила в мире и согласии. Священнические сыновья, по традиции той эпохи, окончили Духовную семинарию, и, пойдя по стопам отца, тоже стали священнослужителями.
Когда отрок Орест подрос, его отдали на обучение в Житомирскую Духовную семинарию, которую он окончил в 1915 году. Вскоре после её окончания Орест Николаевич женился, и в мае 1915 года от рук известного Государственного и Церковного деятеля Высокопреосвященнейшего Евлогия (Георгиевского), архиепископа Волынского и Житомирского, он принял рукоположение в сан диакона.
За Божественной литургией, совершённой в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Житомира 25 мая того же года, тот же святитель и владыка Евлогий (Георгиевский) (спустя годы, его имя будет неразрывно связано с Русским зарубежьем), возвёл его в сан пресвитера.
Далее отец Орест совершал своё пастырское служение в различных храмах города Житомира. Спустя годы, за ревностное и усердное служение Церкви Божией отец Орест был возведён в сан протоиерея. В 1922 году в семье пастыря произошла трагедия — скончалась супруга.
Несмотря на начавшиеся гонения со стороны действующей власти, нестроения, ревностный священнослужитель всё так же усердно продолжал исполнять свой долг. Известно, что, начиная с 1928 года «по обвинению в антисоветской агитации», батюшка периодически подвергся арестам и заключениям. Весной 1937 года отец Орест был вновь арестован, и в ноябре того же года «тройкой» при УНКВД УССР по Житомирской области приговорён к 10-ти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
По окончании срока, в конце июня 1947 года он был освобождён, вернулся на родную землю и был принят в штат клириков Житомирской епархии и вскоре был удостоен почётного права ношения митры.
До 1951 года батюшка Орест служил в селе Каменка в местном храме в честь великомученика Димитрия Солунского. Ещё до революции 1917 года храм этот славился богатым убранством. В старых документах, таких как «Клировая ведомость», об этом факте было подмечено, что церковь «украшена благолепно».
В начале 1951 года отец Орест был направлен на другой приход, но уже весной того же года Преосвященнейший Товия (Остроумов), епископ Свердловский и Ирбитский, принял его в штат своей епархии. Указом владыки Товии от 25 апреля 1951 года протоиерей Орест Бычковский был назначен настоятелем Богородице-Казанского храма города Нижний Тагил.
Деревянный, сохранивший старинное убранство, трёх престольный Богородице-Казанский храм в прежние времена принадлежал общине единоверцев. Он был заложен 8 июля 1871 года, а спустя более года был освящён его главный алтарь, позднее освятили правый придел в честь Святителя и Чудотворца Николая. После 1917 года и в последующие десятилетия богоборчества Богородице-Казанская церковь не была закрыта и разграблена, осквернена и уничтожена. Из всех соборов и храмов, ранее украшавших территорию Нижнего Тагила, этот храм и его служители всегда продолжали нести благую весть о Христе Спасителе и совершали Святое Приношение, Бескровную Жертву — Таинство Святой Евхаристии.
В годы настоятельства отца Ореста Бычковского вместе с ним пребывали в заботах и попечениях о христианских душах, служили в храме и помогали ему в приходской деятельности достойные памяти и уважения следующие священнослужители: митрофорный протоиерей Николай Лопатин, митрофорный протоиерей Андрей Чечулин, протоиерей Александр Кожевин и диакон Александр Аристов (позднее возведённый в сан протодиакона).
Все вместе эти усердные пастыри смогли устроить и совершить в 1952 году в Богородице-Казанском храме освящение левого придела в честь великомученика и целителя Пантелеимона, обновить настенные росписи, укрепить фундамент. А спустя год, 15 ноября, владыка Товия назначил отца Ореста благочинным приходов пятого округа. За ревностное и усердное служение Церкви Божией в 1954 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I пожаловал маститому пастырю второй наперсный крест с украшениями.
О времени служения отца Ореста в Нижнем Тагиле сохранились фотографии, где будущий архипастырь запечатлён с клириками приходов подведомственного ему благочиния.
С праздника Покрова Пресвятой Богородицы 1955 года отец Орест стал исполнять новые послушания, возложенные на него правящим архиереем. Его перевели в город Свердловск и поручили ему должность настоятеля Иоанно-Предтеченского кафедрального собора. Кроме этого он стал благочинным приходов первого округа и секретарём владыки Товии, возведённого в 1953 году в сан архиепископа. Невероятно много моральных и физических сил и энергии приходилось тратить отцу Оресту в годы запрета и тотального контроля за деятельностью религиозных организаций, и в частности, всей Русской Православной Церкви в целом, отстаивая перед светскими властями интересы своей епархии.
Невольно вспоминаются строки ныне покойного протоиерея Всеволода Чаплина, бывшего заместителя председателя Отдела внешних церковных связей и председателя Синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества. В середине 2000-х годов в своей книге «Лоскутки» он писал: «После 1940-х годов в Москве и вообще в центральной России служило много духовенства из Украины, особенно западной. Это неудивительно, ведь там до войны практически не было советской власти, да и уровень религиозности всегда сохранялся высокий, поэтому кандидатов в священство было гораздо больше, чем в измученных гониями центральных областях <…> именно на плечах украинского духовенства выжили в хрущёвско-брежневское время тысячи приходов, особенно сельских. Священники-украинцы принесли с собой особую любовь к храму, к его благоукрашению и благоустройству <…> не случайно чуть ли не большая часть московских и подмосковных священнических династий – украинцы. Без этих людей наша церковная жизнь была немыслима во второй половине ХХ века. Немыслима и сейчас».
В марте 1957 года старец-архиерей Свердловский владыка Товия (Остроумов) был переведён на Пермскую кафедру. Вместе с ним в Пермь выехал и отец Орест, который продолжал исполнять обязанности его личного секретаря, помогая владыке стойко преодолевать старческие немощи, оставаясь с ним до самых последних минут его жизни. Через два месяца Высокопреосвященнейший владыка Товия скончался.
Пребывая в должности настоятеля Свято-Троицкого собора в Перми, ставшего с 1944 года кафедральным храмом епархии, отец Орест вместе с новым правящим архиереем Пермской епархии, Преосвященнейшим епископом Павлом (Голышевым), совершили настоящий подвиг. В период усиления «хрущёвских» гонений на Церковь владыке Павлу и отцу-настоятелю удалось провести в соборе глобальные ремонтно-реставрационные работы. Известно, что их молитвами и усердием, заботами и переживаниями, мастера из Оренбурга изготовили прекрасный резной позолоченный иконостас, тайно привезённый и за считанные дни в ночное время смонтированный.
По этому «неприятному инциденту» крайне негодовал уполномоченный по делам Русской Православной Церкви Пермского облисполкома П. С. Горбунов, вынужденно оправдываясь перед Советом: «В соборе иконостас был очень приличный, а они с 6 по 12 декабря вместе с настоятелем собора Орестом Бычковским съездили воровским путем от меня в Оренбург и там заказали новый резной и золочёный иконостас».
В 1960 году отец Орест возвратился на родную украинскую землю и стал служить в храме в честь апостола Иакова, что возведён на старом кладбище города Житомира, одновременно исполняя обязанности благочинного приходов центрального округа и Житомирского района. Спустя два года его назначили настоятелем Житомирского Спасо-Преображенского кафедрального собора.
В октябре 1964 года решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви митрофорному протоиерею Оресту было предложено принять сан епископа и возглавить Смоленскую епархию, но «в связи с болезнью» это назначение было отменено. Все эти годы батюшка Орест Бычковский продолжал совершать свой пастырский долг в Житомире, как и прежде достойно и дипломатично исполняя возложенные на него обязанности секретаря епархиального управления. В 1965 году за понесённые труды Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I он был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Святейшего Синода от 25 июня 1971 года «секретарю Житомирского епархиального управления протоиерею Оресту Бычковскому определено быть епископом Курским и Белгородским с тем, чтобы пострижение его в монашество совершено было в Троице-Сергиевой Лавре, а епископская хиротония в городе Киеве».
20 июля 1971 года Преосвященный Филарет (Вахромеев), епископ Дмитровский (в последствии митрополит Минский и Слуцский, Экзарх всея Белоруссии), в Свято-Троицком соборе Лавры, в «обители преподобного Сергия» совершил монашеский постриг отца Ореста с наречением имени Николай. Через несколько дней новопостриженный священноинок вылетел в Киев, где 25 июля митрополит Киевский и Галицкий Филарет (ныне находящийся в расколе) возвёл отца Николая в сан архимандрита.
Наречение архимандрита Николая во епископа Курского и Белгородского было совершено 27 июля, в канун дня памяти святого равноапостольного князя Владимира собором иерархов Русской Православной Церкви. 28 июля 1971 года, в престольное торжество Владимирского кафедрального собора города Киева, за Божественной литургией отслуженной сонмом архипастырей была совершена хиротония архимандрита Николая (Бычковского) во епископа. Хиротонию совершали Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Киевский и Галицкий (ныне находящийся в расколе), митрополит Херсонский и Одесский Сергий (Петров), архиепископ Житомирский и Овручский Палладий (Каминский), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) и епископ Переслав-Хмельницкий Савва (Бабинец).
3 сентября 1974 года Промысл Божий вновь привёл Преосвященнейшего Николая (Бычковского) на Уральскую землю. Решением Святейшего Синода он был назначен на Пермскую кафедру, а спустя несколько дней, 9 сентября того же года, владыка Николай был возведён в сан архиепископа.
За усердное, ревностное и многолетнее служение Церкви Христовой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен удостоил Высокопреосвященнейшего архиепископа Николая высокими наградами Русской Православной Церкви: орденом Святого равноапостольного князя Владимира I степени (1978 г.) и орденом Святого преподобного Сергия Радонежского II степени (1980 г.).
Известно, что старец-владыка Николай в последние годы своей жизни болел. Превозмогая физические немощи и стабильное недомогание, он смиренно продолжал совершать богослужения, занимался епархиальными делами, изредка по служебным делам вылетал в Москву.
«Его характеризовали как энергичного труженика на ниве Божией. Он был бодр, требователен к себе и другим. Отличался даром проповедника. Он являл собой пример ревностного и благоговейного служителя Церкви Христовой».
Великодушно и терпеливо, деликатно и тактично святитель общался с прихожанами и священнослужителями. За год до кончины владыки его состояние усугубилось. Пройдя назначенный медиками курс лечения, здоровье архипастыря находилось в состоянии ремиссии, но 26 мая 1981 года владыка неожиданно лишился дара речи и окончательно слёг в постель (предположительно имел место инсульт).
Из открытых источников о последних днях приснопамятного владыки Николая известно следующее: «За несколько лет начал готовиться к смерти. Он неоднократно напоминал окружающим его, во что его облачить при положении в гроб. За год до кончины тяжело заболел, но после лечения и улучшения здоровья с большой радостью продолжал свою архипастырскую деятельность, бывал часто за богослужением и всегда причащался Святых Христовых Тайн в Крестовом храме. На четвертой седмице Великого Поста владыка выразил желание собороваться. После совершения таинства ему стало лучше. Но 26 мая он неожиданно лишился дара речи. На вопрос посетивших его: «Владыка святый, чем Вам помочь?» — он лишь осенил себя крестным знамением. За два часа до кончины причастился Святых Христовых Тайн».
3 июня 1981 года в 22 часа 10 минут Высокопреосвященнейший владыка Николай мирно скончался.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, для отпевания и погребения новопреставленного архипастыря в Пермь прибыл Преосвященнейший Илиан (Востряков), епископ Солнечногорский. После Божественной литургии, совершённой в Свято-Троицком кафедральном соборе в сослужении сонма духовенства при большом стечении прихожан был совершён чин отпевания почившего святителя. После отпевания и прощания, под пение погребальных песнопений гроб с телом владыки был обнесён вокруг собора. После чего траурная процессии направилась к месту погребения, к алтарной абсиде, где была приготовлена могила, рядом с местом вечного упокоения дорогого друга почившего и его предшественника Высокопреосвященнейшего Товии (Остроумова). Удивительно как Господь вёл по жизни этих двух архипастырей, подавая им похожую судьбу, одни и те же скорби и испытания. Далее у могилы отслужили литию, и Преосвященный владыка Илиан предал тело новопреставленного святителя земле.
В 2011 году по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия (Немцова), митрополита Пермского и Соликамского, были проведены реставрационные работы пермского архиерейского некрополя, находящегося на территории Свято-Троицкого кафедрального собора. В процессе реконструкции были обновлены на могилах пермских архипастырей все обветшавшие памятники. В наши дни место погребения Высокопреосвященнейшего владыки Николая (Бычковского) украшает каменное надгробие, выполненное из серого мелкозернистого гранита с высоким восьмиконечным крестом и гравированным по камню портретом приснопамятного святителя.
А так же в ближайшие дни православные уральцы молитвенно вспомнят память и вознесут ко Господу свои молитвы о упокоении приснопамятного владыки архиепископа Мелхиседека (Лебедева; 26. 01. 1927 – 08. 06. 2006), с именем которого связано духовное возрождение Екатеринбургской епархии и церковной жизни всего Среднего Урала в целом.
В годы архипастырского служения владыки Мелхиседека на территории Свердловской и Курганской областей были зарегистрированы и открыты многие Приходы, возобновлена монашеская жизнь, Русской Православной Церкви был возвращён комплекс Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Верхотурье. Усердием и молитвами владыки, с благодатным торжеством в Верхотурскую обитель были возвращены и доставлены святые мощи покровителя Уральского края, святого праведного Симеона Верхотурского. Множество благих и полезных дел совершил приснопамятный иерарх за 10 лет своего архипастырского служения на Свердловской, а затем Екатеринбургской кафедре.
Дорогие Православные Уральцы, давайте не будем забывать призыв величайшего проповедника и миссионера апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), и присоединимся к соборной молитве, и помолимся за приснопамятных святителей архиепископа Николая и архиепископа Мелхиседека. Да упокоит Милостивый Господь их бессмертные души в селениях праведных и сотворит им Вечную Память!
Материал подготовил Дионисий Щербина, псаломщик храма Воскресения Христова, посёлок Верх-Нейвинск