Новомученики Российские, пострадавшие и скончавшиеся в Вишерлаге

Преподобномученик Серафим (Тьевар)

Родился в 1899 г. в Москве, в семье служащего. Предки Тьеваров были французами. Антоний Тьевар (будущий иеромонах Серафим) потерял отца, когда ему было 6 лет. Детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна. Антоний Тьевар окончил реальное училище в Москве и в 1917 году поступил работать статистиком на дедовскую мануфактуру. Одновременно он поступил в Московский университет, но проучился там всего год. Еще год Антоний Тьевар провел в раздумьях о своем дальнейшем пути, и в 1920 г. он подал прошение в Московскую Духовную Академию, где стал ближайшим учеником выдающегося ученого-патролога И.В. Попова. Изучение жизни святых отцов звало к тому, чтобы и самому Антонию вести подвижническую жизнь. В 1923 г. духовная академия была закрыта, закончить ее Антоний Тьевар не успел.

Параллельно с учебой в университете и академии Антоний Тьевар работал в различных учреждениях Москвы: статистиком, библиотекарем и проч. В 1919 г. поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году был направлен библиотекарем на Южный фронт Красной Армии, но затем оставлен в Москве, служил в должности библиотекаря-инструктора. В 1920 г. участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной Армии. После съезда стал работать помощником начальника библиотеки. В 1922 г. был демобилизован и до 1924 г. работал библиографом Главполитпросвета. В 1924 г. для устранения обновленческой смуты и разного рода расколов в Церкви Патриарх Тихон благословил И.В. Попова на составление полного списка епископата – как православного, так и раскольнического, а кроме того, всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях. И.В. Попов привлек помощником в этом деле Антония Тьевара. Антоний Тьевар составил список архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде.

Главной его работой было собирание сведений и богословских суждений об имябожниках, вопрос о которых Патриарх Тихон предполагал вынести к весне 1925 г. на VIII Вселенский Собор, если бы он состоялся.

10 декабря 1924 г. Антоний Тьевар был арестован по «Делу профессора И. В. Попова» и заключен в Лубянскую тюрьму. Обвинение при осуждении было такое: «…контрреволюционная деятельность, сношение с представителями иностранных государств с целью вызова интервенции, для чего Тьеваром давалась им ложная и неправильная информация о гонениях на Церковь со стороны Соввласти».

К делу был привлечен и составленный Тьеваром список епископата. Антония Максимовича приговорили к трем годам концлагерей. Вместе со своим наставником профессором Поповым он был отправлен на Соловки. В 1928 г. Антоний Максимович Тьевар вернулся из заключения. Во время Великого поста он отправился в Дивеево и в Саров. Страстную неделю пробыл в Арзамасе. На Страстной неделе епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) тайно постриг Антония в мантию с именем Серафим. Мать его, Наталия Дмитриевна, тоже приняла монашеский постриг (с именем Пантелеимона). В том же году отец Серафим (Тьевар) был рукоположен в иеромонаха. Вернувшись в Москву, отец Серафим поселился вместе с матерью в своей квартире, где и стал тайно совершать богослужения. На жизнь он зарабатывал литературной работой по договору для Госиздата.

В 1931 г. его арестовали за «оказание помощи ссыльному духовенству, произнесение проповедей контрреволюционного характера, провокационные слухи о якобы чинимых гонениях на Церковь». Отца Серафима снова приговорили к трем годам концлагерей.

Из Бутырской тюрьмы отца Серафима перевезли в первое отделение Вишерлага ОГПУ в Верхнекамском округе Пермской области. Преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар) скончался 6 декабря 1931 г. в возрасте 32 лет, проведя в Вишерском концлагере полгода.

Священномученик Илия Четвертухин

Родился 14 января 1886 г. в Москве, в семье преподавателя русской словесности Николая Михайловича Четверухина. Это была очень благочестивая и любящая семья.

После окончания гимназии Илью приняли без экзаменов в Московский государственный университет на историко-филологический факультет.

Благословение на путь священничества он получил от преподобного старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского.

Своего духовного отца Илья Николаевич нашел в Зосимовой пустыни. Это был старец Алексий.

Летом 1907 г., оставив университет, Илья Николаевич сдал экстерном весь курс духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную Академию.

В 1908 г. обвенчался с Евгенией Леонидовной Грандмезон.

В 1911 г. Илья Четвертухин был рукоположен в сан священника. В этом же году он окончил духовную академию со степенью кандидата богословия. Тема его кандидатской работы – «Жизнь и труды аввы Исаака Сирина». Часть его кандидатской диссертации была напечатана в книге «Творения аввы Исаака Сириянина» в 1911 г.

По окончании духовной академии о. Илья со своим семейством (к тому времени у него было два сына – Сергей и Серафим) переехал в Сокольники, где стал настоятелем храма Живоначальной Троицы при Ермаковской богадельне. Там семья прожила восемь лет. Кроме службы в богадельне, отец Илья преподавал Закон Божий сначала в Елизаветинском Институте благородных девиц, а потом в городском училище в Сокольниках.

Отец Илья пользовался огромным уважением не только среди своих духовных чад. У него был обширный круг друзей, знакомых. Наиболее известными среди них являются митрополит Кирилл (Смирнов), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Петр (Полянский), старец Герасим и архимандрит Арсений (Жадановский) из Чудова монастыря в Кремле, епископ Серафим (Звездинский), протоиерей Алексей Мечев, архимандрит Митрофан (Серебрянский), священник Павел Флоренский, епископ Игнатий (Садковский), Михаил Александрович Новоселов (епископ Марк).

После 1917 г. Ермаковская богадельня была закрыта, а вслед за ней закрыли и храм. Началось лихолетье.

В июле 1923 г. священник Илия Четвертухин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в распространении контрреволюционных слухов, касающихся отношения властей к Патриарху Тихону, и в монархизме. Позже его освободили.

В 1929 г. священник Илия был снова арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. Его дело вел сотрудник секретного отделения ОГПУ Л.Д. Брауде, который настойчиво добивался, чтобы он оговорил себя и других, подтвердив следственные домыслы, будто бы он состоял вместе с духовными детьми в контрреволюционной монархической организации.

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Илью к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. 5 декабря 1930 г. он был этапом отправлен в Вишергал.

В начале августа 1931 г. на свидание к отцу Илье в Вишерский лагерь приехал его сын Сергей. Отец рассказал ему, что «в лагере много заключенных монахов, священников, архимандритов, членов приходских советов. Такие заключенные стараются общаться между собой и помогать друг другу. Молиться и креститься на виду нельзя, это делается только под одеялом. Он говорил, что ко всему, даже к самому тяжелому, можно как-то приспособиться, и тогда станет жить легче».

В конце мая 1932 г. в лагерь удалось приехать и его жене, матушке Евгении.

Духовником священника Илии Четвертухина на Вишере был архимандрит Донского монастыря Архип.

В конце января 1932 г. отца Илию посадили в изолятор. Это было неотапливаемое помещение с выбитыми стеклами, то и дело бегали крысы. Отец Илия просидел в изоляторе двадцать дней. По его словам, в изоляторе он обрел мир души.

Отец Илия погиб при пожаре в лагерном клубе 18 декабря 1932 г.

В 1990 г. отец Илия был реабилитирован.

12 марта 2002 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить отца Илию в Собор новомучеников и исповедников российских. Память священномученика Илии совершается в день его кончины – 5/18 декабря.

Священномученик Иоанн Бойков

Родился в 1891 г. в городе Бежецке и был старшим братом священномученика Иакова (Бойкова). В 1915 г. он окончил Тверскую духовную семинарию и поступил псаломщиком в собор в городе Осташкове. В 1921 г. был рукоположен в сан священника к храму села Залужанье Молоковского района Тверской области. Здесь он служил до 1929 г. В это время началась коллективизация, и, как почти везде, она началась с закрытия храма.

В 1929 г. о. Иоанн получил место священника на погосте Белом Молоковского района, а 1 ноября 1930 г. перешел служить в храм села Бошарова.

20 апреля 1931 г. «тройка» ОГПУ приговорила о. Иоанна к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, где он заболел туберкулезом.

Сохранилась переписка отца Иоанна со своей семьей – из Вишерлага. На Пасху 1933 г. он писал:

«Христос воскресе!

Дорогие родные: мама, Фроня, Нина, Вера, брат Яша, сестра Нюта!

Поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю встретить и провести его в радости и душевном спокойствии, а также желаю вам здравия и всех милостей от Господа Бога.

Дорогих дочек Нину и Веру крепко целую, посылаю им свое благословение и желаю им счастья и радостей в жизни.

Хотелось бы мне узнать, как вы все поживаете, все ли живы и здоровы, и нет ли чего у вас нового в жизни. Но, к сожалению, писем от вас не получаю вот уже три месяца. Причиной этого обстоятельства является мой перевод из роты в роту; сначала я находился в 1-й отдыхающей роте, из 1-й меня перевели в 4-ю отдыхающую роту (а в 1-й роте устроили лазарет), из 4-й роты меня перевели 14 февраля в 27-ю нерабочую роту, где я находился до 22 марта, а потом меня отправили из Вишеры на этап в лагерный пункт Суянково, отстоящий от Вишерска в пяти верстах, в настоящее время где я и помещаюсь. Пункт этот благоустроенный, есть много мастерских: сапожная, столярная, слесарная, кузнечная, портновская и кирпичный завод. Народ здесь находится не очень крепкого здоровья – 3-я категория и инвалиды. На тяжелую работу не посылают, а работа так называемая «легкая», и более по доброй воле, чем по принуждению. На работу меня еще до сих пор никуда не посылали, вот уже год прошло времени, как ничего не работаю, а теперь, слава Богу, я поправился, чувствую себя удовлетворительно, силы поокрепли, поэтому думаю встать на какую-нибудь работу, хотя в этом лагпункте принуждения нет на работу, но работающим оказывается предпочтение в смысле выдачи продовольственного пайка. Дают побольше хлеба (нерабочему – 400 граммов, а рабочему – 550 граммов) и кое-что из ларькового довольствия. В письме, посланном мною в феврале, я просил вас прислать мне черных сухарей. Если можно, то пришлите (белых сухарей не надо, одних черных), напрасно себя не изъяньте на дорогостоящие продукты, без них можно обойтись: не то теперь время, чтобы кушать булки да сахар, они стоят очень дорого. Еще напишу вам, что 2 марта я был на прокурорской (так называемой центральной) врачебной комиссии. Означенная комиссия была в 27-й нерабочей роте. Не пошлет ли Господь милость, может быть, отпустят меня. Инвалидов и вообще людей некрепкого здоровья отпускают из лагеря.

Остаюсь любящий вас иерей Иоанн Бойков».

Хотя и успокаивал отец Иоанн своих родных, но здоровье его было подорвано, туберкулез давал о себе знать, и при тяжелой работе это оказалось смертельным. В 1934 г. отец Иоанн Бойков скончался.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

По материалам газеты «Православная Пермь» № 7 (239), июль 2017 г.