Святые и святыни

Слово Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского

26 декабря 2014 года резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлено празднование Собора Пермских святых. Совершать торжественно их чествование определено в первое воскресенье после 11 февраля — дня памяти святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Усть-Вымских.

Если окинуть мысленным взором историю Русской Православной Церкви в Пермском крае, то станет очевидно, что все ее события представляют собой непрестанное действие Всеблагого Промысла Божия.

Чтобы просветить Пермскую землю светом Божественной истины, в далеком XIV веке Господь возжег в сердце юного монаха Стефана, будущего апостола Перми, огонь ревности к обращению идолопоклонников — коми-пермяцких племен. В суровом климате, невзирая на опасности путешествий, нес он языческим народам Евангельскую проповедь. Его преемники, святители Герасим и Питирим, не только словом истины, но и своею мученической кровью утверждали Православие в Перми Малой.

Равноапостольные труды первых Пермских епископов послужили духовным основанием для крещения епископом Ионой жителей Перми Великой — Чердыни, заключенной в пределах нынешней Пермской митрополии. Постепенно Великая Пермь духовно преображалась, Православие становилось неотъемлемой частью народной жизни, формируя ее идеалы и традиции. Благодаря подвигу Пермских Святителей коми-пермяки органично вошли в Русскую цивилизацию и из положения лесных охотников и рыболовов поднялись на уровень письменного христианского народа России. Главный пример, который оставили последующим поколениям Пермские Святители — это деятельный подвиг веры, пламенное горение души любовью к Богу и ближним.

Минули столетия, и в XX веке Церковь Русская подверглась неслыханным гонениям, явив миру сонм новомучеников и исповедников, подвиг которых можно сравнить с эпохой мученичества первых веков христианства. Масштабы репрессий духовенства в Пермской епархии были, пожалуй, самыми кровавыми в России. Но Промыслом Божиим в период великих испытаний Пермская земля дала Церкви людей великой духовной силы, жертвенной любви и благочестия. Мужественно противостояли безбожной буре послереволюционного переворота замечательные Пермские священномученики — архиепископ Андроник (Никольский) и епископ Феофан (Ильменский). Не побоялись испить чашу страданий за Христа преподобномученики Белогорского монастыря. Без колебаний взошли на свою Голгофу маститые протоиереи и целый сонм простых сельских пастырей Пермской епархии. И хотя мучители считали христиан побежденными в той страшной схватке, сегодня мы прославляем пермских новомучеников как победителей духа над плотью и тлением. Свою веру и любовь к Богу они засвидетельствовали даже до смерти, исполнив слова апостола Павла: «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Своим подвигом Пермские новомученики явили славу Божию, носителями которой были древние святые Пермской земли. Отдавая жизнь за Христа, они верили, что капли мученической крови, как доброе семя, брошенное в богатую почву, принесут обильный плод.

Незадолго до своей страдальческой кончины архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник сказал такие слова: «Может быть меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет с своим возвращением к Богу. Ободряйте всех, и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа… Воскреснет душа народная, — воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность».

Минувшие десятилетия мрачного безбожия, казалось бы, навсегда нарушили преемственную связь с духовными традициями христианского прошлого и их живыми носителями. По человеческим меркам в годы атеистической идеологии совершился необратимый процесс дехристианизации русского народа. Но Господь Своим промыслом вновь направляет течение XXI века к духовным истокам и, раскрывая историю кровавых гонений, преподает нам великий урок подлинной веры и христианского подвижничества, задает планку нравственной высоты, достижимой и в наше время.

Прославление Собора Пермских святых является значительным духовным событием в жизни Пермской митрополии, свидетельствующим о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Божией, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Для того чтобы память о них укреплялась, Пермская митрополия продолжает работу по изучению эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. Результатом этих исследований является книга «Собор святых, в земле Пермской просиявших». Издание это своевременное, необходимость в нем давно назрела. Данная книга предшествует изданию более обширного иллюстрированного собрания документов, свидетельствующих о богоборческом периоде в нашем крае.

С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к жертвенному подвигу как древних, так и новых святых, наших соотечественников, осознавая, что не они нуждаются в нашем почитании, но мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке. Ныне они молитвенно предстательствуют за нашу землю и молят о нас Бога. Пусть же благодарная память о великом христианском мужестве Пермских святых послужит для наших земляков спасительным уроком, поможет вновь обрести верные жизненные ориентиры и возвратиться к истинным духовным ценностям.