О духовном образовании в Прикамье: особенности и перспективы

«Ученье – свет, а неученье – тьма», — так писал выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов. И правда: вопрос образования всегда важен и напрямую связан с образом жизни будущего поколения наших сограждан. От качества сегодняшнего образования зависит то, какими будут наши дети, внуки и общество в целом через несколько лет. Особенно важно, если вопрос касается духовного образования, ведь именно оно влияет на духовно-нравственное состояние нашего общества и людей, живущих в нем.

В начале нового учебного года предлагаем вашему вниманию беседу-интервью с сотрудниками образовательных учреждений Пермской епархии, которые рассказывают об особенностях, проблемах и перспективах духовного образования в Прикамье.

Пермская духовная семинария: особенности, итоги учебного года и перспективы

Проректор по научной работе Пермской духовной семинарии, кандидат социологических наук, доцент Николай Александрович Гоголин:

Пермская духовная семинария является старейшим учебным заведением на Урале. На пермской земле нет ни одного учебного заведения, которое имело бы столь почтенный возраст своего бытия. Даже первое светское высшее учебное заведение в Перми – Государственный университет – младше духовной семинарии на 116 лет. Вместе с тем духовная семинария в Перми проходит свое становление на 224-м году своей истории; с 1919 года она была рассечена 90-летним богоборческим периодом, когда духовное образование было просто невозможно.

Сегодня семинария – это высшее духовное образовательное учреждение, предназначенное для подготовки молодых людей для служения в Церкви в качестве священнослужителей и церковных работников. В структуре семинарии – отделения священно-церковнослужителей, регентов, иконописцев и отделение дополнительного религиозного образования. Созданная учебно-материальная база позволяет успешно решать задачи. Семинарское общежитие обеспечивает проживание семинаристов не только очной формы обучения, но и заочников.

Благодаря попечению нашего владыки-ректора Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, к настоящему времени в Пермской духовной семинарии сформирован профессорско-преподавательский состав, способный решать задачи подготовки священно- церковнослужителей по программе высшего богословского образования. Сегодня значительную часть преподавателей семинарии (63%) составляют те, кто имеет ученые степени, в том числе каждый третий из них – по богословию. В ученой корпорации семинарии 20 % составляют доктора наук. Из 24 преподавателей отделения священно-церковнослужения 14 являются священнослужителями (58%), 20 (83%) имеют богословское образование. В составе данного отделения работает две кафедры: кафедра богословских и богослужебных дисциплин, возглавляемая воспитанником Пермской духовной семинарии, кандидатом богословия священником Алексеем Паркачевым, и кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин, заведующим которой является также выпускник Пермской духовной семинарии кандидат теологии священник Алексей Сафронов.

На пастырском отделении обучаются семинаристы, поступившие не только из Пермской митрополии (Пермская, Кудымкарская и Соликамская епархии), но и из Удмуртской митрополии. Учатся в семинарии и представители Вятской митрополии, Сыктывкарской и Воркутинской епархий.

В новейшее время (по существу, в течение последних десяти лет после учреждения в Перми семинарии) большая часть ее выпускников посвятили свою жизнь священнослужению (59%), значительная часть стали церковными работниками (29%).

Завершившийся учебный год в Пермской духовной семинарии принес хорошие плоды. О качестве полученных знаний можно судить, прежде всего, по результатам выпуска. Отделение священно-церковнослужителей (очный сектор) окончили с отличными и хорошими оценками по итоговым испытаниям четыре выпускника: диаконы Серафим Кириллов и Кирилл Серебреников, Николай Попов, Александр Хохряков получил диплом с отличием. Из четырех выпускников очного сектора двое (Николай Попов и Александр Хохряков) успешно сдали вступительные экзамены в магистратуру (очная форма обучения), а выпускник 2021 года Илья Черепанов успешно прошел вступительные испытания в аспирантуру Санкт-Петербургской духовной академии.

Заочный сектор отделения священно-церковнослужителей в этом году успешно окончили восемь человек, из них четверо – в священном сане.

Иконописное отделение выпустило трех специалистов в области православной иконописи: это Сергей Исаков, Наталья Пащенко и Алексей Юрков. Все выпускные работы иконописцев оценены на «отлично».

На регентском отделении отличные результаты показали две выпускницы – Александра Фомина и Елизавета Чуракова; семь человек освоили программу «Певчий церковного хора».

Отделение дополнительного религиозного образования и катехизации в помощь духовенству и приходам нашей епархии подготовило 22 специалиста в области организации приходского просвещения.

В течение года в стенах семинарии были организованы курсы повышения квалификации священнослужителей; в семинарских аудиториях пастыри Пермской митрополии рассматривали актуальные вопросы служения на ниве духовного делания.

В минувшем учебном году на базе семинарии проходили также курсы повышения квалификации педагогических работников – «Подготовка педагогов к преподаванию курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях». Курсы были организованы отделом религиозного образования и катехизации Пермской епархии, РИНО ПГНИУ при поддержке департамента образования администрации г. Перми. В основной состав педагогического коллектива курсов вошли преподаватели семинарии. Обучение на курсах прошли учителя средних образовательных организаций, которым предстоит преподавать «Основы православной культуры» в следующем учебном году.

Однако главной особенностью минувшего учебного года стала подготовка к получению государственной лицензии по направлению подготовки «Теология». Это послужит началом к решению важнейшей задачи Пермской духовной семинарии – получению государственной аккредитации и определит дальнейшие перспективы деятельности всего коллектива семинарии в предстоящем учебном году.

В Пермской духовной семинарии преподается молодым людям такой комплекс предметов, которые необходимы в жизни каждому человеку, независимо от его профессионального выбора. Однако далеко не все сегодня это понимают. Бытует мнение, что вот, дескать, пусть дитя сначала получит высшее светское профессиональное образование, а уж затем, если захочет, то, может быть, обратится к обретению духовного знания. А вот это «затем», к сожалению, нередко уже никогда не наступает, потому как уже испробовано иное, и нередко неполезное, для будущего в жизни человека.

Наступающий учебный год станет также особенным в том, что 1 октября 2023 года исполняется 20 лет с начала возрождения духовного образования на пермской земле в новейшее время (с первого набора в Пермское духовное училище, который составил 33 молодых человека). Хотелось бы, чтобы и в этом, юбилейном, году число молодых людей, заполнивших аудиторию подготовительного и первого курсов, было не меньшим.

Преподавание модуля «Основы православной культуры» в школах Пермского края

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев:

В прошедшем учебном году мы получили особое благословение Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, на активизацию работу по сотрудничеству со светским образованием в сфере преподавания предмета «Основы православной культуры» (ОПК). В связи с этим данное направление нынче было приоритетным для нашего епархиального отдела религиозного образования.

Отрадно, что в прошедшем учебном году в Перми наконец-то произошел положительный сдвиг, процесс потепления, налаживания рабочего взаимодействия государственных органов управления образования и отдела образования Пермской епархии. А ведь еще 10 лет назад появиться в общеобразовательной школе священнику было практически невозможно!

В течение всего года особые наши усилия были направлены на преодоление негативного отношения к преподаванию ОПК в краевой столице – городе Перми. Была создана рабочая группа, куда вошли директора ведущих школ Перми и представители епархии. И весной впервые священнослужители и православные педагоги посетили родительские собрания практически в каждой школе города. Результат нас просто поразил: ОПК выбрали 37% родителей – это в три раза больше, чем в прошлом году! Выбор ОПК впервые обогнал выбор модуля «Светская этика». Пользуясь случаем, выражаю сердечную благодарность нашим замечательным соработникам – директорам пермских школ, особенно Екатерине Михайловне Погребицкой, а также пермским священникам и их помощникам по образованию.

Можно сказать, что теперь двери пермских школ для нас открыты. Это вдохновляет, но и налагает великую ответственность. Сможем ли мы достойно представить в школе православную культуру? Теперь нужно двигаться дальше, необходимо стремиться обеспечить качество преподавания. Надо добиться, чтобы преподавание не было формальным, «для галочки», чтобы оно было действительно православным, а не псевдодуховным. Сейчас на базе семинарии работает две группы педагогов, обучающихся на курсах по преподаванию ОПК.

Педагоги начинают понимать, что, не зная истории Православия, мы не можем называть себя образованными и культурными людьми. Без знания православной культуры мы не сможем по-настоящему понять роль в русской истории преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, значение подвигов Александра Невского и Дмитрия Донского, не сможем постичь глубину творчества Достоевского, Толстого, Чайковского, Рахманинова и других деятелей русской культуры.

В будущем учебном году нам нужно приложить все усилия, чтобы удержать высокую планку выбора ОПК, и двигаться дальше. Глава Синодального Отдела образования митрополит Евгений ориентирует нас на то, что наша перспективная цель – это выбор ОПК около 70–80%, так как среди населения нашего региона именно такая доля тех людей, которые считают себя православными.

Русская Классическая Школа: от конкуренции и соперничества к воспитанию зрелой личности

Директор Русской Классической школы «Андреевская» Ольга Анатольевна Толокнова:

Сегодня образовательное пространство России настолько разноообразно, что каждый может выбрать для себя то, что будет ему по душе. Модные веяния вспыхивают на горизонте и гаснут, на их месте появляются новые и т.д. Это обьясняется тем, что родители видят несовершенство образовательного процесса современной школы и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Эти же вопросы встали и перед нами несколько лет назад. Поиски качественного улучшения образовательной системы привели к выводу, что нашим чаяниям наиболее созвучна концепция Русской Классической школы. Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, поддержал наш выбор и благословил трудиться в концепции русской педагогики. В ее основе – система обучения К.Д. Ушинского, «учителя русских учителей». В этой педагогической системе огромное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, природосообразному подходу, уважительному отношению к традициям, родной истории и родному языку. Кроме того, серьезное внимание уделяется формированию навыков умственного труда. Отдельное внимание заслуживают учебные пособия Русской Классической школы.

Учебники словесности – это переработанные И.А. Горячевой и адаптированные к современным реалиям учебные книги К.Д. Ушинского. Учебники арифметики – прошедшие проверку временем советские учебники А.С. Пчелко и Г.Б. Поляка. Эти педагогические системы, несомненно, являются классикой отечественной педагогики, ее недосягаемыми вершинами. Сохранив традиционные антропологические и методологические основы избранных систем, авторы придали им современные методические формы и интерпретации. Несмотря на то что эти системы относятся к разным областям знаний (словесность и математика), они проникнуты единым созидательным, национально-самобытным духом, эстетически совершенны, характеризуются соответствием формы и содержания.

Работа по этим учебникам позволяет максимально учитывать психовозрастные особенности ребенка. Учебный материал опирается на жизненный опыт ребенка, формулировки заданий являются ясными и понятными для детей, материал подается системно, с постепенным усложнением. Большое внимание уделяется опытному проживанию и самостоятельной деятельности с разнообразными дидактическими материалами, что позволяет ребенку воспринимать информацию осознанно и осмысленно, присваивать все изучаемое как личный опыт.

В системе РКШ большое значение придается важности воспитания. Константин Дмитриевич писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Учебники К.Д. Ушинского христоцентричны. Они пронизаны христианскими смыслами и ценностями. Дети обучаются не на пустых примерах и рассказах, а на содержательном и высоконравственном материале.

В новом учебном году в Андреевской школе будут обучаться 225 детей. Открываются новые учебные классы, прием в которые ведется на конкурсной основе. Самые старшие ребята пойдут уже в 10-й класс. Детей становится больше, разнообразнее становится учебная и внеклассная работа школы. По традиции, в сентябре ребята поедут в образовательные путешествия. В этом году для учеников среднего и старшего звена открывается новый проект – «Литературные усадьбы России». Прежде всего учащиеся посетят усадьбу Пушкинские горы – это место связано с именем А.С. Пушкина. В школе организуется олимпиадное движение, цель которого – дать детям возможность проявить себя и попробовать свои силы. Продолжится кропотливая методическая и научная работа педагогов…

Обычно программа, по которой работает наша школа, никого не оставляет равнодушным, всем она нравится, и все понимают значимость подходов, видят ее воспитательную ценность. Но иногда даже воцерковленные родители задаются вопросом о том, насколько нужен сейчас подобный подход, где образование сочетается с воспитанием христианских качеств в человеке, – спрашивают, не устарел ли он. Если честно, то такой вопрос удивляет… На этот вопрос можно ответить так. Во-первых, каким образом классические подходы в образовании могут быть слабыми и нестабильными. Во-вторых, каждому родителю нужно определить для себя, что для него важнее всего: вырастить успешного человека, владеющего актуальной и востребованной профессией, или образованного человека, получившего классическое образование, имеющего запас глубоких и крепких знаний, воспитанного и дома, и в школе в христианском духе, настоящего патриота своей Родины. Этому как раз и учит Русская Классическая школа. Она несовременна лишь в одном: мы не задаемся целью воспитать в детях стремление к конкуренции и соперничеству. Если в детских душах воспитывать стремление помочь слабому, младшему, уважение и любовь к ближнему, то ни о какой конкуренции речи не будет. Речь идет о формировании сильного, зрелого человека. Если он таков, то он всегда конкурентоспособен – если не на первом, то на втором, третьем этапе он справится с вызовом. Но если ребенка «натаскивать» только на скорость, на то, чтобы быстрее решить, прочитать, догнать, «урвать», то, может быть, сначала он будет побеждать, но как незрелая личность упадет на первом повороте, поскольку у него нет долгосрочной и правильной мотивации. Поэтому конкурентоспособность – это ложная установка. Разобраться в ситуации, сделать правильные шаги и выиграть может только сильная, зрелая личность, с правильными установками, а не «натасканная» тестами на скорость.

Наша школа работает по этой программе уже шестой год, и чем больше мы погружаемся в методику, тем яснее и ярче мы видим ценность и потенциал подходов Русской Классической школы.

Духовные традиции воспитания детей

Директор Пермской православной классической гимназии священник Пётр Карелин.

Пермская православная классическая гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского сегодня является уникальным учебным заведением. У нас последовательно реализуются образовательные программы дошкольного образования и трех ступеней гимназического образования. Ребенок проживает у нас с двух до 18 лет. Уже стало традицией, когда подготовительная группа детского сада почти полным составом переходит в 1-й класс. Родители, отдавая ребенка в нашу гимназию, понимают, что наряду с молитвой, изучением Закона Божия, походами в храм и большим количеством церковных праздников и мероприятий, паломнических поездок ребенка ждут сложные, но интересные образовательные программы. Это не только общеобразовательные, но и предпрофессиональные программы (школа искусств). Структура гимназии такая: детский сад «Гнездышко», начальная школа (1-й–4-й классы), старшая школа (5-й–11-й классы), школа искусств «Традиция». Кроме того, с октября по апрель работает воскресная школа «Радость моя» – для детей 5–7 лет. В нашей гимназии уже третий год работает школа искусств «Традиция» (музыка и живопись) по предпрофессиональным программам дополнительного образования детей по следующим направлениям: фортепиано, духовые инструменты, скрипка, виолончель, домра, баян, гитара, вокал, хор, живопись с декоративно-прикладным творчеством. В перспективе музыкальное направление будет дополнено церковным пением, а живопись получит ответвление иконописи. И то и другое – на хорошем академическом уровне. Дети в перспективе получат аттестат о начальном профессиональном образовании и смогут по желанию продолжить учебу по инструменту, вокалу или живописи. Для родителей очень удобно, что ребенка в начальной школе или в детском саду не надо никуда возить. Из 290 детей всех ступеней образования 120 детей идут на программы общего развития (детский сад) и предпрофессиональные программы. Все это дополняет очень насыщенную «продленку» в начальной школе и богатую линейку мероприятий культурного, спортивного, благотворительного, церковного и научно-практического характера в старшей школе. В прошлом учебном году у нас появилось еще одно направление, которое будет способствовать воспитанию милосердия и доброты в наших детях, – это небольшой инклюзивный класс. В течение года мы вели подготовительные занятия для детей-инвалидов, которым предстоит осваивать свои коррекционные или адаптированные программы и при этом интегрироваться в школьную образовательную среду. В следующем году мы продолжим эту работу. Кроме того, спорт и подвижные игры являются составляющей каждого дня ребенка. Мы ставим своей целью всестороннее гармоничное развитие детей, укрепление их веры. Надеемся, что с Божией помощью у нас это получиться.

Подготовила Ольга Троицкая