«Успение Пресвятой Богородицы — праздник встречи Господа нашего Иисуса Христа с Его Пречистой Матерью»

28 августа в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 27 августа Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение с выносом плащаницы с изображением Успения Божией Матери.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

— В день празднования Успения Пресвятой Богородицы Святая Церковь совершает торжественное богослужение, и все, кто в этот день молится в храме Божием, радуются и торжествуют, прославляя Божию Матерь. Казалось бы, мы празднуем Успение, то есть земную кончину Пречистой Девы, но никакой грусти, никакого уныния в этот день нет в наших сердцах, а на наших лицах сияет радость. Мы радуемся тому, что Богоматерь предстала пред Сыном своим и Богом нашим.

Чтобы узнать о событии, которое мы сегодня вспоминаем и празднуем, достаточно посмотреть на плащаницу, лежащую в центре храма. На ней изображены Господь наш Иисус Христос и Его Пречистая Мать — Пресвятая Богородица, душу Которой Он держит на руках. Мы радуемся тому произошла встреча Господа нашего Иисуса Христа и Его Матери — Приснодевы Марии. Эта встреча произошла после земного расставания и потому никакого уныния, никакой грусти нет в наших сердцах. Мы радуемся и о том, что Она, представ пред Престолом Сына своего, молится о нас, грешных, и по благодати является Матерью для всех нас грешных, живущих на земле.

Сегодня мы совершаем воспоминание священного события, свидетельства о котором Святая Церковь сохраняет через Священное Предание из поколения в поколение. Мы почитаем Преблагословенную Деву Марию, усердную Заступницу рода христианского, ибо Она и по смерти нас не оставляет, ибо Она является Ходатаицей нашей перед своим Сыном и Богом нашим. Много храмов и святых икон посвящено этому событию. Многие крупные монастыри и Лавры Русской Православной Церкви посвящены Преблагословенной Деве Марии, в память Ее Успения. Это является зримым свидетельством того, насколько Пресвятую Богородицу и сегодняшний праздник почитают люди — наши предшественники и современники.

Братья и сестры, будем молиться о том, чтобы Матерь Божия не оставляла нас в своих молитвах перед Сыном и Богом нашим и даровала бы нам разум и свое содействие в наших делах, в наших молитвах, в нашем общении с Церковью Христовой, чтобы Она укрепляла нас, грешных, в нашей жизни.

Сегодня за богослужением мы слышали два отрывка из евангельского повествования, в одном из которых Господь рассказывает притчу о прощеном заимодавце, о том, как некий человек был призван государем, перед которым он имел большой долг. Когда должник предстал пред царем, то тот потребовал должное и сказал, что если долг не будет возвращен, то семья должника и имущество его будут проданы. Тогда должник взмолился и сказал: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу» (Мф. 18;26). И, государь великодушно простил должнику долг и отпустил его.

Надо полагать, что должник был очень рад, что царь отнесся к нему снисходительно, с пониманием. Будучи воодушевленным и радостным он вышел из царских палат и встретил «одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен» (Мф. 18;28). Когда товарищ его начал просить о прощении, то тот не согласился его простить и заключил в темницу. Узнав об этом, государь, который простил должнику, разгневался и отдал его наказателям (Мф. 18;34), потому что сам он поступил не милосердно по отношению к своему брату.

Как много, братья и сестры, прощает нам Милосердный Господь! Насколько Он милостив к нам и Долготерпелив! Как Бог щедр к нам, прощая множество наших прегрешений, ведомые и неведомые нами, о прощении которым мы молимся или даже не помышляем. Господь терпит нас, ожидая нашего покаяния, ожидая от нас осознания того, что мы совершили грех.

Как часто в своей жизни, мы решим дать свою оценку тому или иному человеку, который находится рядом с нами. Но, кто дал нам право судить человека? кто дал нам право оценивать человека — хороший он или нет, добрый или злой? Может быть этот человек, даже и совершая какой-либо грех, затворившись в своей келье молится ко Господу и взывает к Создателю таким образом, что Господь давно ему простил его прегрешения, а мы своим судом уже вынесли ему вердикт. Как это ошибочно и пагубно пред лицом Господа и Спасителя нашего. Господь, видя наше нежелание простить и принять своего ближнего, не простит и нам наши прегрешения. В молитве Господней мы произносим слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…». Таким образом, не прощая своих должников, мы тем самым готовим наказание для себя, потому что Спаситель сказал: «ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7;1).

Братья и сестры, мы должны подумать о том, насколько Милосерд Господь бывает к нам, грешным, и насколько мы бываем немилосердны  к своим ближним, к тем людям, которые нас окружают. Дай Бог, нам избежать этого, чтобы мы не попали под Суд Великого Судии, Который напомнит нам наши прегрешения, наши обиды по отношению к тем или иным людям, с которыми мы сталкивались или общались на своем жилище пути. Будет просить Господа о том, чтобы Он не наказал нас за наши прегрешения, а помиловал бы нас по великой Своей милости. Аминь.