Пермская епархия в годы Великой Отечественной войны

9 мая 2020 года мы празднуем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Это событие является важнейшим в новейшей истории нашей страны. Благодаря сплочённости и силе духа русскому народу удалось отстоять не только независимость своего государства, но и отвести от всего мира нависшую над ним угрозу. 

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: «Худой гражданин земного Отечества и Небесного недостоин». Наши отцы, деды и прадеды, четыре года сражаясь в кровопролитных боях, явили верность своему земному Отечеству, а многие из них оставались верными и Отечеству Небесному. В то же время Церковь Христова всегда оказывала духовную и материальную поддержку тем, кто, не жалея живота своего, отдавал жизнь за своих ближних.

О том, чем жила Пермская епархия в годы войны, как она помогала фронту и тылу, пойдет речь в данной статье.

К июню 1941 г. в Прикамье было шесть действующих храмов и одна часовня, которые подчинялись Московскому Патриархату. Все они находились за пределами областной столицы. Это Иоанно-Богословский храм (г. Лысьва), Пророко-Ильинский храм (с. Усть-Сыны), Петропавловский храм (с. Симонята), храм Всех Святых (пос. Дедюхино), Иоанно-Златоустовский (с. Шубино), Свято-Духов храм (с. Заспалово), храм Сретения Господня (с. Романово).

С начала Великой Отечественной войны и до восстановления Молотовской (Пермской) епархии, которое состоялось в сентябре 1943 г., в Прикамье было открыто тринадцать православных храмов, переданных в управление Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому). Надо отметить, что в этот период была открыта единственная в Перми церковь – храм Всех Святых в Егошихе.

7 сентября 1943 г. епископом Молотовским был назначен пребывавший на покое владыка Александр (Толстопятов). По прибытии архипастыря храм Всех Святых был определен кафедральным собором Молотовской епархии. Спустя три месяца пребывания на кафедре епископ Александр подал Уполномоченному по делам религии ходатайство об открытии в г. Молотове Спасо-Преображенского кафедрального собора, в здании которого в то время уже располагался художественный музей, а также об открытии Свято-Троицкого храма на Слудке. Власти согласились открыть только Свято-Троицкий храм, где к этому времени располагался склад тяжелых орудий. 25 мая 1944 г. епископ Александр освятил главный престол Свято-Троицкого храма, который получил статус кафедрального собора. Двухэтажный клировый дом в ограде собора был оборудован под епархиальное управление и резиденцию архиерея.

В 1944-1945 гг. в Молотовский епархии было открытоещё 28 храмов. Всего в годы Великой Отечественной войны в Молотовской области был открыт 41 православный храм. К Дню Победы в составе Молотовской и Соликамской епархии насчитывалось 48 храмов, из них два – в Молотове (в Перми). Несмотря на такую, казалось бы, положительную тенденцию, репрессивные действия органов НКВД в отношении духовенства продолжались и в военный период: с 1941 по 1943 гг. было арестовано шесть священнослужителей.

К середине 1944 г. в штате Молотовской епархии числилось 40 священников, 30 диаконов и 12 псаломщиков. Только треть из них имели богословское образование. Кроме епископа Александра, духовную академию окончили протоиерей Михаил Лукканен, получивший образование в Париже, и протоиерей Леонид Зубарев, имевший степень кандидата богословия. Владыка Александр (Толстопятов) прилагал усилия для открытия в Перми богословских курсов, однако ввиду отсутствия преподавательских кадров эту идею не удалось реализовать. Два священнослужителя были направлены в Москву, для поступления на богословско-пастырские курсы.

В годы Великой Отечественной войны епископ Александр был активным организатором сбора средств в помощь фронту. В 1942 г. приходский совет Митрофаниевского храма в Добрянке внес в Фонд обороны 4 тысячи рублей, храм святителя Иоанна Златоуста в с. Шубино – 6 500 рублей, храм Всех Святых в г. Молотове перечислил к празднику 1 Мая, на подарки бойцам Красной Армии, 5 тысяч рублей, а в начале 1943 г. священник Иоанно-Богословского храма в Лысьве Владимир Лычников телеграфировал И. В. Сталину о том, что за время войны общиной храма собрано 42 865 рублей в Фонд обороны и 44 тысячи рублей – на формирование танковой колонны им. Димитрия Донского.

Представляет интерес история создания танковой колонны в честь благоверного князя Димитрия. 30 декабря 1942 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился с призывом к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви:

«Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского».

Одновременно с этим Патриарший Местоблюститель направил новогоднее приветствие И. В. Сталину. Сообщая о приглашении духовенства и верующих к пожертвованиям на бронетехнику, митрополит просил открыть специальный счёт в Госбанке. Телеграмма митрополита и ответ Сталина – «Указание об открытии специального счёта в Госбанке дано» — были опубликованы во всех газетах. Таким образом, верующие получили возможность жертвовать на танковую колонну даже в тех областях, где не имелось ни одного действующего храма.

На создание 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. В короткий срок танки были выпущены на Нижнетагильском заводе, и 7 марта 1944 г. в пяти километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки, состоялась торжественная передача их армии. При передаче танковой колонны присутствовал митрополит Крутицкий Николай, и это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами Красной Армии. Владыка выступил перед воинами и сказал: «Гоните ненавистного врага из нашей великой Руси! Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет вас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!».

Танки поступили в 38-й танковый (19 Т-34-85) и 516-й (21 ОТ-34) огнеметные отдельные полки. Танки с надписью «Димитрий Донской» из 38-го отдельного танкового полка, по официальным данным, уничтожили более 1400 немцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков (часть из них захватили целыми), 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей.

Вообще в период с 1943 по 1945 гг. приход Всехсвятского храма в г. Молотове перечислил на строительство танков Т-34 свыше 300 тысяч рублей, в Фонд обороны – 1 625 тысяч рублей. В газете «Правда» была опубликована благодарственная телеграмма Сталина духовенству и верующим Молотовского храма Всех Святых. С января по июль 1945 г. духовенство и прихожане храмов Молотовской епархии оказали помощь государству на сумму 4 476 004 рубля.

Многие священнослужители Пермской епархии, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году на свободу, были призваны в ряды действующей армии. Три клирика Молотовской епархии принимали участие в боевых действиях и были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Этими священнослужителями были священник Иоанн Смердов, диаконы Арсений Пантелеимонов и Василий Балдин.

Помимо действующих священнослужителей Молотовской (Пермской) епархии, которые были привлечены к боевым действиям во время Великой Отечественной войны, в Пермском крае до недавнего времени несли свое служение и те, кто пришел к Богу после Победы в мае 1945 г. Это и почетный житель города Кунгура протоиерей Борис Бартов, и протоиерей Валентин Другов, и схимонах Кукша (Букирев), который много десятилетий нес послушание в алтаре Всехсвятского храма г. Кунгура. К сожалению, всех этих доблестных воинов земного Отечества сегодня уже нет рядом с нами, но мы надеемся, что они, будучи воинами Небесного Отечества, и сегодня молятся о пермской земле перед Престолом Божиим.

Впрочем, среди монашествующих Пермской епархии и сегодня есть человек, который является живым свидетелем событий 1941-1945 гг. Схимонахиня Анна (Нарыгина), которой исполнилось 97 лет, прошла всю войну, она служила в авиации, сама летала, сбивала вражеские самолёты. После окончания войны вышла замуж, создала крепкую семью. После смерти мужа решила полностью посвятить свою жизнь Богу. Сегодня она является насельницей Пермского Успенского женского монастыря.

После войны схимонахиня Анна много лет работала заведующей детским садом с. Орда, заочно обучалась в Пермском педагогическом училище. С 1967 по 1974 гг. была председателем сельсовета с. Орда. В 1974 г. переехала в Пермь, здесь до выхода на пенсию она работала воспитателем в детском саду. 3 мая 1993 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Пермского и Соликамского, игуменом Варлаамом (Передерниным) пострижена в мантию с наречением имени Анна – в честь святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Два года назад монахиня Анна приняла постриг в Великую схиму. В монастыре схимонахиня Анна несет молитвенное послушание. В роду матери Анны много монашествующих – дети, внуки. Желаем схимонахине Анне многих лет жизни и Божией помощи!

***

Подводя итог деятельности Пермской епархии в годы Великой Отечественной войны можно сделать вывод, что все военные годы Православная Церковь в Прикамье поддерживала наше Отечество не только духовно, молитвой, но и внесла большой вклад в дело материальной помощи фронту.

Подготовила Ольга Троицкая