Свято-Николаевский храм в Мотовилихе

На рубеже XIX — XX веков наблюдался рост населения в г. Перми и в Мотовилихе. По переписи 1837 г. населе­ние Перми составляло 45 тысяч человек. В Мотовили­хе проживало свыше 16 ты­сяч. В это время в Мотови­лихе существовал только один храм — Свято-Троицкий, который уже не вмещал ве­рующих, поэтому возникла идея о строительстве второ­го храма.

Строить храм было решено на возвышенности, что находи­лась на месте пересечения со­временных улиц Ивановской и Уральской. Инициатива строи­тельства храма в этом месте принажлежала горному на­чальнику Сергею Алексеевичу Строльману. Разработка про­екта была поручена архитекто­ру Александру Бонавентуровичу Турчевичу.

Закладка каменной церкви была совершена Преосвящен­ным Петром, епископом Перм­ским и Соликамским, 7 (19) июня 1898 г. в честь святителя Николая Чудотворца.

Существует предположение, что храм был посвящен святи­телю Николаю в связи с двумя событиями: работы над проек­том здания начались практиче­ски сразу после смерти Нико­лая Славянова; а еще неза­долго до этого Мотовилиха прощалась с другим Никола­ем — горным начальником Во­ронцовым, автором знаменито­го парового молота-гиганта.

Насчет финансирования строительства Свято-Николаев­ской церкви кпировая ве­домость за 1904 г. сообщает: «…Построена на процентное отчисление из жалования и за­работка служащих (Пермского пушечного завода) и на част­ные пожертвования».

Строительство храма со­вершалось на протяжении пяти лет. Помимо центрального большого купола на барабане с восемью окнами, увенчанного кокошниками, крышу со сфери­ческими покрытиями венчали четыре шестигранные башенки с пирамидальным верхом, за­вершенные небольшими купо­лами. Еще две четырехгранные пирамиды с куполами над ал­тарной частью завершали внешнее убранство храмового сооружения. Каменное здание было временно обнесено дере­вянной оградой.

Вот как описывал интерьер храма исследователь Мотови­лихи И. Кетов: «Голубой сияю­щий купол под стать иеруса­лимскому небу, прекрасные росписи стен Соликамских и пермских художников, пол, вы­ложенный узорной плиткой, цветные витражи, позолочен­ный двухъярусный иконостас и

Царские врата». Распятие было выполнено на средства рабочих Мотовилихинского за­вода, о чем свидетельствовала надпись на оборотной стороне.

Фаянсовый двухъярусный иконостас содержал 23 иконы, восемь из которых украшали Царские врата. Деревянная звонница храма, стоявшая от­дельно, имела 11 колоколов. Самый большой колокол ве­сил более 122 пудов, самый малый — 1 пуд 13 фунтов.

7 (20) декабря 1903 г. Свя­то-Николаевский храм был тор­жественно освящен Преосвя­щенным Иоанном, епископом Пермским и Соликамским.

Постановлением Пермской духовной консистории открыт самостоятельный приход был лишь 26-27 октября (8-9 ноя­бря) 1904 г. До этого храм был приписан к Свято-Троицкому храму в Моловилихе. Настоя­телем храма был назначен священник Николай Пьянков. Кроме него, в клир прихода

входил еще один священник — Василий Теологов, а также один диакон и два псаломщи­ка.

В 1911 г. по благословению Преосвященного Палладия, епископа Пермского и Соли­камского, при Свято-Николаев­ской церкви в Мотовилихе было открыто Общество трез­вости. Председателем Обще­ства был избран священник Николай Пьянков. Члены Об­щества трезвости должны были своим личным примером по­буждать людей к трезвому об­разу жизни, содействовать нравственному просвещению лкадей, сотрудничать с поли­цейскими и сельскими властя­ми на предмет противодей­ствия «ночным сборищам», следить за недопущением в воскресные и праздничные дни совершения продажи крепких спиртных напитков, проповедо­вать за богослужением о па­губности порока пьянства, про­водить частные беседы о вреде недуга.

13 (30) декабря 1914 г. Пре­освященным Андроником, ар­хиепископом Пермским и Со­ликамским, было совершено освящение второго придела Свято-Николаевского храма — в честь Покрова Пресвятой Бого­родицы. В приделе был уста­новлен деревянный иконостас, в котором, помимо образа Бо­жией Матери и Спасителя, были размещены иконы препо­добного Серафима Саровского, праведного Симеона Верхотур­ского, великомученика Панте­леймона, а также Казанская, Иверская (одетая в серебря­ную ризу) и Смоленская иконы Божией Матери.

19 мая 1929 г. обновленче­ский архиепископ Николай «благословил» освятить в Свя­то-Николаевском храме третий придел — в честь Архистратига Михаила. В этом же году на­чалось строительство трамвай­ных путей между Пермью и Мотовилихой. План дороги пролегал через территорию Ни­колаевской церкви. 13 ноября 1929 г. постановлением Ураль­ского облисполкома храм был закрыт. 19 февраля 1930 г. члены комиссии по закрытию Свято-Николаевского храма со­ставили акт описи имущества. Самым ценным объектом опи­си стал фаянсовый иконостас. Он был отправлен в Госфонд вместе с иконами (исключени­ями стали две иконы, которые были отправлены в Пермскую художественную галерею и му­зей). 14 марта 1930 г. здание храма было передано Мотови­лихинскому райкомхозу.

В бывшей церкви открыли клуб. Однако клуб долго не просуществовал: в нем стали происходить необъяснимые и страшные события. Рассказы­вали, что на танцах кто-то вне­запно падал и калечился, а порой и того хуже — с танцев неизвестно куда пропадали юноши и девушки. Дело кончи­лось тем, что клуб закрыли.

В 1931 г. здание Свято-Ни­колаевского храма было взор­вано.

В настоящее время вблизи трамвайной остановки «Иванов­ская» до сих пор можно раз­глядеть небольшой участок ка­менного пола бывшего храма. Он сохранился, несмотря на все усилия расколоть плиты .

Подготовила Ольга Троицкая

(В статье использованы материалы книги В. Боярши­нова «Летопись православных храмов Мотовилихи»)