Новообретенная святыня

Образ Божией Матери «Пермская» является одним из самых загадочных. О его происхождении неизвестно практически ничего, равно как и об истории его существования. Ни один известный на сегодня письменный источник не указывает на время и события, предшествовавшие появлению этой иконы.

Можно быть уверенными лишь в том, что эта икона неразделимо связана с пермской землей. О дате празднования образа упоминается в трудах Е. Поселянина и С. Булгакова, а также в книге П. Савваитова «Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы» (1888 г.).

В настоящее время известен лишь один источник изображения данной иконы в виде так называемого «клейма», то есть самостоятельного фрагмента большого образа «Собор Пресвятой Богородицы». В этой же иконе присутствуют клейма, подписанные по названиям храмов Московского Кремля -Успенского и Спаса-на-Бору (в последнем почивали мощи святителя Стефана, епископа Великопермского). Икона «Собор Пресвятой Богородицы» находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково в Подмосковье. Некогда это было владение графини Марии Строгановой. А, как известно, история рода Строгановых тесно связана с пермской землей.
Графиня Мария Яковлевна Строганова, вторая супруга Григория Дмитриевича Строганова, была известной российской благотворительницей, статс-дамой при дворе Екатерины I Алексеевны и Анны Иоанновны, кумой императора Петра Великого.

Со своим супругом она почти ежегодно ездила из Москвы в пермские вотчины, где знакомилась с хозяйством и солеварением. После смерти мужа сама управляла всеми обширнейшими родовыми владениями — вплоть до 1720 года, когда старший сын достиг совершеннолетия. Мария Яковлевна Строганова пользовалась благосклонностью Петра I.

Графиня отличалась благо-
честием, она занималась благотворительностью, направляемой преимущественно на православные церкви и монастыри. Немало средств, впрочем, выделяла она на помощь бедным и сиротам. В изданной Императорской Академией наук в ее память книге «Умозритель-ство душевное» о ней говорится следующее: «Рука ее была, яко приснотекущий источник не-оскудной милостыни, дом ее прибежищем был оби-димым, покров странствующим вдовицам и сиротам утешение». На пожертвованные ей деньги были выстроены Триумфальные врата у Тверской заставы в Москве.

Можно предположить, что сама графиня Мария Яковлевна имела непосредственное отношение к прославлению Пермского образа Божией Матери. Посещая пермские земли и имея непосредственную близость к императорскому дому, она могла быть даже инициатором внесения Пермского образа в общецерковные святцы, которые определяют особый день празднования иконы, учитывая, что для принятия такого решения не требовалось созыва Собора или решения Патриарха, так как ведение церковными делами в то время находилось во власти учрежденной Петром I Духовной коллегии, которая практически на-
прямую подчинялась императорской власти.

Храм в селе Верхнее Мячково был построен в 1770 г., уже после смерти графини. Неизвестно, находился ли оригинал образа Божией Матери «Пермская» в этом храме, но в 1812 г., при нападении Наполеона, храм Рождества Пресвятой Богородицы подвергся разорению и осквернению. Были уничтожены многие святыни храма. Подверглась ли этой участи икона Божией Матери «Пермская» — остается неизвестным. Благодаря именно этому храму утраченная икона Пресвятой Богородицы «Пермская» была вновь обретена.
В течение последних лет по благословению Высокопреосвя-щеннейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, современными иконописцами создано несколько образов Божией Матери «Пермская», которые сегодня украшают храмы Прикамья. Возобновляется традиция почитания некогда утраченного образа.

Икона Божией Матери «Пермская» относится к иконо-графическому типу «Елеуса», или «Умиление». На нем Богородица изображена с Младенцем Христом, Сидящим на Ее руке и Прижимающимся щекой к Ее щеке.

Ольга Троицкая