После смерти девятнадцатого настоятеля Пыскорского монастыря — архимандрита Никифора, умершего в Москве в 1765 г, настоятелем был назначен Леонид Кременецкий, происходивший из духовного звания, отличавшийся ученостью и ревностным обращением иноверцев в христианство.
Скончался двадцатый настоятель монастыря 3 августа 1769 г. Следующим настоятелем Пыскорской обители стал бывший настоятель Костромского Макарьевского Унженского монастыря Амвросий, который пробыл на данной должности всего один год. В 1772 г. на должность настоятеля был назначен игумен Московского Златоустова монастыря Симон, которого в связи с переводом возвели в сан архимандрита. По прибытии в Пыскорский монастырь он обнаружил, что все монастырские здания непрочные, склонны к обрушению, поэтому в 1775 г. ходатайствовал о переводе монастыря в Соликамск и получил на это разрешение Синода. Получив указ, архимандрит и братия, взяв движимое имущество, переселились в Соликамский Вознесенский монастырь. Все здания в Лысьве остались неприкосновенными до 1781 г.
Архимандрит Симон управлял монастырем до 1776 г. Затем настоятелем Пыскорского монастыря был назначен Гевра- сий, который в связи с болезнью так и не добрался до Соликамска — он находился в Старорусском Спасском монастыре. В 1776 г. настоятелем Пыскорского монастыря назначается архимандрит Иакинф — он стал и первым настоятелем монастыря, переведенного в Пермь. Архимандрит Иакинф был убит в ночь на 1 февраля 1791 г. в Соликамском монастыре. Ему было тогда 70 лет, 42 года он провел в монашестве.
Преемником Иакинфа стал Ювеналий, переведенный из Ростовского Богословского (Авраамиевского) монастыря. Ювеналий первый с несколькими монахами переселился из Соликамска в Пермь, где разместился в еще недостроенных келиях Пермской обители и освятил домовый храм во имя святителя Стефана Великопермского. На Ювеналия был совершен донос, после которого его лишили должности настоятеля, оставив в числе братии. Ювеналия сменил архимандрит Иоасаф, назначенный в 1797 г. из настоятелей Переяславского Троицкого Данилова монастыря. Однако по неизвестным причинам он так и не вступил в должность. Последним настоятелем Преображенского Пермского монастыря был архимандрит Никанор, переведенный из Спасо-Казанского монастыря. Он был выходцем из дворянского сословия, отличался образованностью, особенно знанием французского языка. Архимандрит Никанор сдал монастырь в ведомство епархиального начальства вновь образованной Пермской епархии.
О деятельности архимандрита Никанора известно, что он принял на реке Каме более 30 десятин земли, на реке Нытве устроил двупоставную мельницу, уговорил управляю
щего имением князей Голицыных и Шаховского выделить в пользу монастыря земли с рекой Старехой. Здесь он построил деревянный дом, а на реке Иве — мукомольную мельницу; затем отдал в аренду Чусовое озеро в Чердынском районе вместе с реками Вишерой и Березовой.
В 1781 г в Перми было открыто Пермское наместничество. В это время в городе действовал только один храм — в честь святых апостолов Петра и Павла. С открытием присутственных мест появились различные должности для духовенства, депутатов и увещателей. Недостаток духовенства в Перми заметил бывший тогда генерал-губернатор Пермский и Тобольский Евгений Петрович Кашкин, любитель церковного благочестия. В 1781 г., обозревая Пермскую губернию, он заметил бывший в опустошении Пыскорский монастырь, который в то время решением Ее Императорского Величества императрицы Екатерины был передан в ведение Вятского епископа Лаврентия, — с тем чтобы готовить перевод обители в Соликамск. Однако по какой-то причине этот перевод задержался на целых шесть лет.
Узнав все подробности о Пыскорском монастыре, Евгений Петрович Кашкин немедленно решил написать рапорт в Святейший Правительствующий Синод, в котором доносил: по исследовании Пыскорского монастыря лично нашел монастырь гораздо более удобным и даже необходимым, чтобы перевести его не в Соликамск, без того богатый храмами, а в Пермь, где всего один храм. Монастырь мог бы составить городу «знатное украшение и пользу от пребывающей обители надзираниями в заведенных училищах, чтобы закон Божий по правилам святых церквей преподаваем был».
Святейший Синод благословил эту инициативу с условием, что все разходы по переносу Пыскорского монастыря в Пермь будут возложены лично на Евгения Петровича Кашкина и Пермское наместническое правление. Решение Синода должно было быть утверждено Ее Императорским Величеством Екатериной; оно последовало 31 марта 1781 г. с приписанием ему наименования — Преображенский Пермский, 2-го класса.
Из сохранившихся документов известно, что первое распоряжение Кашкина относительно переноса монастыря было о разрушении стены Пыскорского монастыря и перевозе кирпича на судах в Пермь.
Работы по разрушению монастырских зданий велись под непосредственным хозяйственным наблюдениям архимандрита Иакинфа, через приглашение к ним «вольножелающих», с заключением с ними договоров. При этом архимандриту предоставлялось право продавать кирпич и другие строительные материалы частным лицам и на соляные промыслы — за наличные деньги или в обмен на материалы с доставкой их в Пермь. Генерал- губернатор Кашкин предписал Соликамскому и Чердынскому нижним земским судам и исправникам оказывать архимандриту Иакинфу всевозможную помощь, а пермскому архитектору — проложить и устроить удобную дорогу для доставки строительных материалов с берега Камы до места, назначенного для постройки монастыря. Известно, что часть кирпича от стен монастыря были доставлена на Дедюхинские соляные варницы. Взамен этого купец Щепетильников обязался предоставить для строительства Пермского монастыря находящийся в заготовке кирпич, однако предоставил его не в полном объеме.
Пермской казенной палате было предложено дать предписание Мотовилихинской городской конторе срочно вырубить лес на прилегающем к строящемуся городу Перми урочище, называемом Слудкой, где по Высочайше утвержденному плану г. Перми назначено было место для строительства нового Пермского монастыря.
Архимандрит Иакинф, лично присутствовавший при разрушении монастырских строений в Лысьве, писал губернатору Кашкину, что при разрушении стен обнаружилось следующее: внутри стен кирпича не было, а был только щебень; известь нисколько не связывала крпичи между собой, а потому кирпич выбирался рабочими без затруднений в том виде, в котором был положен при постройке: «В строении во всем было великое плутовство смотрителей и обман старика Иуста».
Строительство монастыря в Перми протекало медленно. Лишь через три года после решения Синода Евгений Петрович Кашкин прислал Преосвященному Лаврентию, епископу Вятскому, строительный план будущей обители, который тот несколько изменил. Изначально предполагалость строительство двух храмов — зимнего и летнего, но по благословению Преосвященного решено было строить один собор, который включает в себе дополнительный зимний храм. Под колокольней Владыка советовал построить второй, теплый храм — для совершения ранних литургий. Летний соборный храм Преосвященный советовал расположить так, чтобы в нем можно было поместить имеющийся в монастыре великолепный иконостас. (В описи имущества Пермского кафедрального собора иконостас этот показан высотой 10 сажен, шириной 5 сажен. Однако в Лысьве ширина иконостаса была 7 сажен. Потому некоторые исследователи делают вывод, что он был урезан на 2 сажени).
В новосоздаваемый монастырь из Соликамска было перемещено все оставшееся, некогда весьма богатое и многочисленное, имущество Пыскорского монастыря: церковная утварь, иконы, серебряные подсвечники, лампады и вся ризница. В летописи г. Перми за 1793 г. сохранилась запись: «Знавшие Пыскорский монастырь, на реке Лысьве, не могли без сожаления видеть привезенные в Пермь остатки этого великолепного памятника. Святые иконы, облачения, утварь и т. п. предметы утратили уже свой первоначальный блеск, все они носили печальные следы запустения, в котором бывшая ставропигия находилась около сорока лет. Строительный материал, полученный при сломке лысьвенских зданий, частью сплавлен по р. Каме в губернский город, частью расхищен на месте святотатцами под благовидным предлогом купли».
Весной 1785 г. начался процесс по доставке разобранного кирпича из Лысьвы в Пермь. Вначале на трех судах было отправлено 263 тысяч кирпичей. На следующий год планировалось переправить в Пермь до 500 тысяч кирпичей на барках. К отправке кирпича присоединились частные лица, которые не всегда оказывались хорошими подрядчиками. Много кирпича утонуло в реке во время переправы.
Вскоре после обсуждения плана строительства Евгений Петрович Кашкин уехал в Петербург, и в должность Пермского губернатора вступил Алексей Андреевич Волков. Постройка монастыря остановилась на несколько лет. По отчетам архимандрита Иакинфа видно, что в это время был только перевезен кирпич на судах из Лысьвы в Пермь. Сам план строительства, составленный Кашкиным и исправленный Преосвященным Лаврентием, был потерян.
В 1789 г. губернатор Волков, за неимением в Перми архитектора для составления плана по строительству монастыря, обратился в Москву. Стоимость строительства по составленной смете составила более 151 тысячи рублей: в эту сумму входила постройка здания для семинарии и здания для монастырских служителей. Сумма эта превосходила имеющийся капитал. Губернатором было принято решение сократить постройку. После более подробного рассмотрения дела губернатор написал Преосвященному, что за постройку он приниматься не решается и потому просит донести об этом Синоду. Владыка Лаврентий с приложением плана и сметы представил все это на рассмотрение Святейшего Синода. Синод 26 августа 1790 г. постановил сократить смету и уменьшить число построек, но дело строительства монастыря продолжить.
При вторичном сокращении постройки, по исчислению архитектора, требовалась сумма 79, 5 тысяч рублей. Эта сумма составляла затраты на строительство храма с колокольней, настоятельского дома, монашеских келий, каменной ограды вокруг монастыря с железной крышей и конюшенного двора. При освидетельствовании архимандритом Иакинфом наличного капитала в монастыре было всего 34,5 тысячи рублей. Тогда губернатор Волков по совету Преосвященного Лаврентия представил рапорт о затруднении в начале строительства Сенату. Сенат уведомил, что с просьбой о помощи в строительстве Пермского монастыря он обратился к Её Императорскому Величеству.
Спустя 12 лет с момента Высочайшего соизволения о переносе Пыскорского монастыря в Пермь началось его строительство. 26 мая 1793 г. по окончании Божественной литургии в Петропавловском соборе к месту заложения монастыря направился крестный ход. В присутствии всего духовенства было совершено освящение закладного камня.
11 октября 1793 г. губернатор доложил Преосвященному Лаврентию, что монастырские корпуса и крестовый храм в Перми были построены. 24 ноября храм был освящен архимандритом Ювеналием во имя святителя Стефана Великопермского.
Средств на дальнейшее строительство монастырских корпусов не было, поэтому губернатор Волков пошел на следующий шаг: найдя в имуществе монастыря две драгоценные митры и панагию (изначально числилось пять митр, но три из-за ветхости были переделаны на новые), предложил Преосвященному Лаврентию взять их в Вятский собор под залог. Стоимость митр Волков оценил более чем в 40 тысяч рублей.
Не дождавшись ответа Вятского епископа, Пермский губернатор обратился к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу, ходатайством которого Святейший Синод разрешил Волкову взять из Вятского собора 6 тысяч рублей, а по мере накопления денег в соборе брать на устройство Пермского монастыря до 40 тысяч. Митры и панагию велено было передать в Вятский собор. В описи приема двух митр Вятским собором было обозначено, что данные митры находятся в ненадлежащем для совершения богослужений виде. Из переписки Преосвященного Лаврентия и Волкова видно, что владыка Лаврентий весьма не хотел давать деньги за эти вещи. В переписке также говорится о ропоте, который появился среди жителей Вятки.
При правителе Пермского наместничества Карле Федоровиче Модерахе в 1796 г. была продолжена переписка по поводу залога митр. Изначально Вятским собором в Пермь было выдано только 4 тысячи рублей. Получив письмо от правителя Пермского наместничества, Преосвященный Арсений, епископ Вятский, был согласен на выдачу 2 тысяч рублей, а о выдаче всей суммы, в 40 тысяч, он намерен поставить вопрос перед Святейшим Синодом. Указом Святейшего Синода было решено перечислить в Пермь 10 тысяч рублей для постройки Пермского кафедрального собора и Архиерейского дома.
Что касается первоначального монашеского состава Преображенского Пермского монастыря, то по штату было по ложено: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 рясофорных послушников. Штат этот не был полным. На 1795 г. в монастыре было: один архимандрит, казначей, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона (один запрещенный в священнослужении) и 1 рясофорный послушник.
В 1798 г заметили ошибку архитектора: алтарь храма в честь святителя Стефана Великопермского был построен на север. Храм перестроили и переименовали в Крестово-Митрофаниевский (без повторного освящения). Во избежание путаницы здесь следует уточнить, что этот первый храм, освященный в честь просветителя пермской земли, был переименован, вероятно, вследствие того, что в самом здании Спасо-Преображенского собора было решено устроить зимний храм — в честь святителя Стефана Великопермского (храм в настоящее время не сохранился).
В этом же году было начато строительство большого летнего кафедрального собора во имя Преображения Господня, в котором в дальнейшем был установлен (в урезанном виде) иконостас собора Пыскорского монастыря. Историк А. Дмитриев отмечает, что в бумагах архиепископа Аркадия имелась записка, из которой следует, что образы для иконостаса писаны в 1762 г. академиком Базилевским.
16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I учреждена была Пермская епархия, а Преображенский Пермский монастырь был обращен в Архиерейский дом.
Архиерейский дом, кроме места жительства и резиденции Правящего архиерея, означал учреждение, хозяйственно-экономическую единицу церковного ведомства и комплекс зданий при покоях епископа.
В 1816 г. в хозяйство Архиерейского дома входили: «Кафедральный собор во имя Преображения Господня, по строениям еще не оконченный; Крестовая церковь во имя Святителя Стефана, епископа Пермского (Крестово-Митрофаниевский храм. — Прим. авт.), соединенная вместе с настоятельскими кельями, двухэтажная; в нижнем этаже церкви хранится ризница, а под настоятельскими кельями — кладовая, братские и казначейские кельи; три каменных корпуса двухэтажных: первый занимает консистория, второй — братия, а третий служит вместо житниц; каменная, невысокого строения, кухня, и при ней погреб настоятельский; таковые же братский погреб и баня; кузница и угольник, каменный же, два деревянных дома; первый — для служителей со службами ко оному с амбаром, конюшней и столярной, а второй — ветхий, в котором до отстройки находились настоятель с братией; все вышеописанные строения огорожены деревянной оградой; сенные покосы в 200 верстах от дома архиерея, пашенная земля — в 100, мельница — в 80 верстах, а рыбных ловель не имеется; колокольня в Пермском Архиерейском доме на столбах, покрытая тесом».
В 1819 г. было совершено освящение Спасо-Преображенского собора. Через год было окончено строительство зимнего храма, располагавшегося внутри здания собора (освящен в 1820 г.в честь святителя Стефана Великопермского). Иконостас из разноцветного мрамора в зимнем храме был изготовлен на Горнощитском заводе Екатеринбургского уезда для бывшего Пермского вице-губернатора Ивана Михайловича Борноволокова, который изначально планировали разместить в сельском храме. Борноволоков был судим и потерял все свое арестованное имущество, которое было передано в собственность государственной казны. В 1808 г. по ходатайству президента Академии художеств графа А. С. Строганова император Александр I передал мраморный иконостас во вновь строящийся в Перми кафедральный собор. Иконы для иконостаса были переданы самим графом А. С. Строгановым.
Колокольня собора строилась 8 лет. В 1831 г. на нее были подняты старинные колокола Пыскорского монастыря.
В 1835-36 гг. был оформлен иконостас Крестово-Митрофа- ниевского храма. 20 ноября 1836 г. храм был заново освящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. В 1853 и в 1901 гг. здание храма подвергалось реконструкции: первый раз — архитектором Т. Летучим, второй — архитектором Р. Карвовским.
Строительство построек велось на протяжении всего времени существования Архиерейского дома. Скада на исправительные работы ссылались священнослужители. Здесь совершались монашеские постриги.
Декретом от 20 марта 1918 г «Об отделении Церкви от государства» весь квартал усадьбы Архиерейского дома был национализирован. В здании самого Архиерейского дома был расположен тифозный лазарет. В 1922 г. здание было передано художественному музею. Начался ремонт. В 1931 г. художественный музей был переведен в здание Спасо-Преображенского собора. В Архиерейском доме расположился научно-промышленный музей. 10 июля 1932 г. ВЦИК постановил: «Собор ликвидировать».
По свидетельствам очивид- цев, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли березы, а во время празднования Дня Победы в 1945 (или в 1946) г. собор едва не сгорел — по причине того, что в шпиль во время праздничного салюта попала осветительная ракета.
Сохранились воспоминания жительницы Перми Н. А. Аликиной: «В этот день мне довелось стать свидетелем удивительного события, запомнившегося на всю жизнь. В середине дня я была в Комсомольском сквере. Вижу — многие показывают в сторону Камы. Оказалось, на колокольне кафедрального собора пылал огромный факел. Горел деревянный шпиль, и создавалось впечатление гигантской горящей свечи… Это учащиеся военного училища (ВМАТУ) на радостях пускали ракеты. Одна из них угодила прямо в шпиль, который вспыхнул, как спичка. Неизгладимое зрелище!».
В 1946 г. верующие Перми обратились в органы власти с просьбой об открытии собора. Уполномоченный по делам религии отклонил эту просьбу: «Собор был закрыт в 1931 году по ходатайству граждан и Совнаркома СССР. В том же году здание было переоборудовано под художественную галерею».
В 2008 г. Архиерейский дом был возвращен Русской Православной Церкви.
В 2010 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, был освящен и водружен на колокольню крест. В двух залах восстановлены детали фресок — святителя Стефана, епископа Великопермского, и святителя Михаила, первого митрополита Киевского.
В настоящее время Спасо-Преображенский кафедральный собор полностью возвращен Русской Православной Церкви. По взаимной договоренности между Пермской епархией и Пермской художественной галереей последняя готовится к переезду, рассматривается несколько вариантов нового размещения ПГХП.
Подготовила Ольга Троицкая
При подготовке статьи использованы источники:
Мельнакова О. А. Есть нужда — есть и Спас // Календарь- справочник города Перми на 2018 год. — Пермь, 2017. С.78-89.
Ярушин П. Материалы для истории Пыскорского монастыря и оценка их // Пермские епархиальные ведомости. 1888. С. 181- 187.
М. К. (Михаил Капустин). Из Пыскора (Письмо). 28 июля 1868 г. // Пермские епархиальные ведомости. 1868. С. 836-839.
Свящ. В. Удинцев. Переведение Пыскорского ставропигиаль- ного Спасо-Преображенского монастыря в г. Пермь // Пермские епархиальные ведомости. 1869. С 31-41.
П. Г. О. Перевод Пыскорского ставропигиального монастыря в губернский город Пермь. (Окончание) // Пермские епархиальные ведомости. 1881. С. 165-170.