Пыскорский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. Часть 3: с 1765 г. до упразднения

После смерти девятнадцато­го настоятеля Пыскорского мо­настыря — архимандрита Ники­фора, умершего в Москве в 1765 г, настоятелем был назна­чен Леонид Кременецкий, про­исходивший из духовного зва­ния, отличавшийся ученостью и ревностным обращением ино­верцев в христианство.

Скон­чался двадцатый настоятель монастыря 3 августа 1769 г. Следующим настоятелем Пыскорской обители стал бывший настоятель Костромского Макарьевского Унженского мона­стыря Амвросий, который про­был на данной должности все­го один год. В 1772 г. на должность настоятеля был на­значен игумен Московского Златоустова монастыря Симон, которого в связи с перево­дом возвели в сан архимандри­та. По прибытии в Пыскорский монастырь он обнаружил, что все монастырские здания не­прочные, склонны к обруше­нию, поэтому в 1775 г. ходатайствовал о переводе мо­настыря в Соликамск и полу­чил на это разрешение Сино­да. Получив указ, архимандрит и братия, взяв движимое иму­щество, переселились в Соликамский Вознесенский мона­стырь. Все здания в Лысьве остались неприкосновенными до 1781 г.

Архимандрит Симон управ­лял монастырем до 1776 г. За­тем настоятелем Пыскорского монастыря был назначен Гевра- сий, который в связи с болез­нью так и не добрался до Соликамска — он находился в Старорусском Спасском монас­тыре. В 1776 г. настоятелем Пыскорского монастыря назна­чается архимандрит Иакинф — он стал и первым настоятелем монастыря, переведенного в Пермь. Архимандрит Иакинф был убит в ночь на 1 февраля 1791 г. в Соликамском монасты­ре. Ему было тогда 70 лет, 42 года он провел в монашестве.

Преемником Иакинфа стал Ювеналий, переведенный из Ростовского Богословского (Авраамиевского) монастыря. Ювеналий первый с нескольки­ми монахами переселился из Соликамска в Пермь, где раз­местился в еще недостроенных келиях Пермской обители и освятил домовый храм во имя святителя Стефана Велико­пермского. На Ювеналия был совершен донос, после которо­го его лишили должности на­стоятеля, оставив в числе братии. Ювеналия сменил архи­мандрит Иоасаф, назначенный в 1797 г. из настоятелей Переяславского Троицкого Данилова монастыря. Однако по неиз­вестным причинам он так и не вступил в должность. Послед­ним настоятелем Преображен­ского Пермского монастыря был архимандрит Никанор, переведенный из Спасо-Казан­ского монастыря. Он был вы­ходцем из дворянского сосло­вия, отличался образованно­стью, особенно знанием фран­цузского языка. Архимандрит Никанор сдал монастырь в ве­домство епархиального на­чальства вновь образованной Пермской епархии.

О деятельности архиман­дрита Никанора известно, что он принял на реке Каме более 30 десятин земли, на реке Нытве устроил двупоставную мельницу, уговорил управляю­

щего имением князей Голицы­ных и Шаховского выделить в пользу монастыря земли с рекой Старехой. Здесь он постро­ил деревянный дом, а на реке Иве — мукомольную мельницу; затем отдал в аренду Чусовое озеро в Чердынском районе вместе с реками Вишерой и Березовой.

В 1781 г в Перми было от­крыто Пермское наместниче­ство. В это время в городе действовал только один храм — в честь святых апостолов Пе­тра и Павла. С открытием присутственных мест появились различные должности для ду­ховенства, депутатов и увеща­телей. Недостаток духовенства в Перми заметил бывший тогда генерал-губернатор Пермский и Тобольский Евгений Петрович Кашкин, любитель церковного благочестия. В 1781 г., обозре­вая Пермскую губернию, он за­метил бывший в опустошении Пыскорский монастырь, кото­рый в то время решением Ее Императорского Величества императрицы Екатерины был передан в ведение Вятского епископа Лаврентия, — с тем чтобы готовить перевод обите­ли в Соликамск. Однако по какой-то причине этот перевод задержался на целых шесть лет.

Узнав все подробности о Пыскорском монастыре, Евге­ний Петрович Кашкин немед­ленно решил написать рапорт в Святейший Правительствую­щий Синод, в котором доносил: по исследовании Пыскорского монастыря лично нашел мона­стырь гораздо более удобным и даже необходимым, чтобы перевести его не в Соликамск, без того богатый храмами, а в Пермь, где всего один храм. Монастырь мог бы составить городу «знатное украшение и пользу от пребывающей обите­ли надзираниями в заведенных училищах, чтобы закон Божий по правилам святых церквей преподаваем был».

Святейший Синод благосло­вил эту инициативу с услови­ем, что все разходы по пере­носу Пыскорского монастыря в Пермь будут возложены лич­но на Евгения Петровича Кашкина и Пермское наместниче­ское правление. Решение Си­нода должно было быть утверждено Ее Императорским Величеством Екатериной; оно последовало 31 марта 1781 г. с приписанием ему наименова­ния — Преображенский Перм­ский, 2-го класса.

Из сохранившихся докумен­тов известно, что первое рас­поряжение Кашкина относи­тельно переноса монастыря было о разрушении стены Пыс­корского монастыря и пере­возе кирпича на судах в Пермь.

Работы по разрушению мо­настырских зданий велись под непосредственным хозяйственным наблюдениям архимандри­та Иакинфа, через приглаше­ние к ним «вольножелающих», с заключением с ними догово­ров. При этом архимандриту предоставлялось право прода­вать кирпич и другие строи­тельные материалы частным лицам и на соляные промыс­лы — за наличные деньги или в обмен на материалы с доставкой их в Пермь. Генерал- губернатор Кашкин предписал Соликамскому и Чердынскому нижним земским судам и ис­правникам оказывать архиман­дриту Иакинфу всевозможную помощь, а пермскому архитек­тору — проложить и устроить удобную дорогу для доставки строительных материалов с бе­рега Камы до места, назначен­ного для постройки монастыря. Известно, что часть кирпича от стен монастыря были достав­лена на Дедюхинские соляные варницы. Взамен этого купец Щепетильников обязался предоставить для строительства Пермского монастыря находя­щийся в заготовке кирпич, од­нако предоставил его не в полном объеме.

Пермской казенной палате было предложено дать пред­писание Мотовилихинской городской конторе срочно выру­бить лес на прилегающем к строящемуся городу Перми урочище, называемом Слудкой, где по Высочайше утверж­денному плану г. Перми назначено было место для строи­тельства нового Пермского мо­настыря.

Архимандрит Иакинф, лич­но присутствовавший при раз­рушении монастырских стро­ений в Лысьве, писал губер­натору Кашкину, что при раз­рушении стен обнаружилось следующее: внутри стен кирпи­ча не было, а был только ще­бень; известь нисколько не связывала крпичи между собой, а потому кирпич выбирался ра­бочими без затруднений в том виде, в котором был положен при постройке: «В строении во всем было великое плутовство смотрителей и обман старика Иуста».

Строительство монастыря в Перми протекало медленно. Лишь через три года после решения Синода Евгений Петро­вич Кашкин прислал Преосвя­щенному Лаврентию, епископу Вятскому, строительный план будущей обители, который тот несколько изменил. Изначально предполагалость строительство двух храмов — зимнего и лет­него, но по благословению Преосвященного решено было строить один собор, который включает в себе дополнитель­ный зимний храм. Под коло­кольней Владыка советовал по­строить второй, теплый храм — для совершения ранних литур­гий. Летний соборный храм Преосвященный советовал рас­положить так, чтобы в нем можно было поместить имеющийся в монастыре великолеп­ный иконостас. (В описи иму­щества Пермского кафедраль­ного собора иконостас этот по­казан высотой 10 сажен, шири­ной 5 сажен. Однако в Лысьве ширина иконостаса была 7 са­жен. Потому некоторые иссле­дователи делают вывод, что он был урезан на 2 сажени).

В новосоздаваемый мона­стырь из Соликамска было перемещено все оставшееся, некогда весьма богатое и мно­гочисленное, имущество Пыс­корского монастыря: церковная утварь, иконы, серебряные под­свечники, лампады и вся риз­ница. В летописи г. Перми за 1793 г. сохранилась запись: «Знавшие Пыскорский монас­тырь, на реке Лысьве, не мог­ли без сожаления видеть при­везенные в Пермь остатки этого великолепного памятника. Святые иконы, облачения, ут­варь и т. п. предметы утратили уже свой первоначальный блеск, все они носили печаль­ные следы запустения, в кото­ром бывшая ставропигия нахо­дилась около сорока лет. Строительный материал, полу­ченный при сломке лысьвенских зданий, частью сплавлен по р. Каме в губернский город, частью расхищен на месте свя­тотатцами под благовидным предлогом купли».

Весной 1785 г. начался про­цесс по доставке разобранного кирпича из Лысьвы в Пермь. Вначале на трех судах было отправлено 263 тысяч кирпи­чей. На следующий год плани­ровалось переправить в Пермь до 500 тысяч кирпичей на бар­ках. К отправке кирпича присо­единились частные лица, кото­рые не всегда оказывались хорошими подрядчиками. Мно­го кирпича утонуло в реке во время переправы.

Вскоре после обсуждения плана строительства Евгений Петрович Кашкин уехал в Петербург, и в должность Перм­ского губернатора вступил Алексей Андреевич Волков. Постройка монастыря остано­вилась на несколько лет. По отчетам архимандрита Иакин­фа видно, что в это время был только перевезен кирпич на судах из Лысьвы в Пермь. Сам план строительства, составлен­ный Кашкиным и исправленный Преосвященным Лаврентием, был потерян.

В 1789 г. губернатор Волков, за неимением в Перми архи­тектора для составления плана по строительству монастыря, обратился в Москву. Стоимость строительства по составленной смете составила более 151 ты­сячи рублей: в эту сумму вхо­дила постройка здания для семинарии и здания для монас­тырских служителей. Сумма эта превосходила имеющийся капи­тал. Губернатором было при­нято решение сократить по­стройку. После более подроб­ного рассмотрения дела губер­натор написал Преосвященно­му, что за постройку он при­ниматься не решается и потому просит донести об этом Сино­ду. Владыка Лаврентий с при­ложением плана и сметы пред­ставил все это на рассмотре­ние Святейшего Синода. Синод 26 августа 1790 г. постановил сократить смету и уменьшить число построек, но дело стро­ительства монастыря продол­жить.

При вторичном сокращении постройки, по исчислению ар­хитектора, требовалась сумма 79, 5 тысяч рублей. Эта сумма составляла затраты на строи­тельство храма с колокольней, настоятельского дома, монаше­ских келий, каменной ограды вокруг монастыря с железной крышей и конюшенного двора. При освидетельствовании ар­химандритом Иакинфом налич­ного капитала в монастыре было всего 34,5 тысячи руб­лей. Тогда губернатор Волков по совету Преосвященного Лаврентия представил рапорт о затруднении в начале строи­тельства Сенату. Сенат уведо­мил, что с просьбой о помощи в строительстве Пермского мо­настыря он обратился к Её Императорскому Величеству.

Спустя 12 лет с момента Высочайшего соизволения о переносе Пыскорского монас­тыря в Пермь началось его строительство. 26 мая 1793 г. по окончании Божественной литургии в Петропавловском соборе к месту заложения мо­настыря направился крестный ход. В присутствии всего духо­венства было совершено освя­щение закладного камня.

11 октября 1793 г. губерна­тор доложил Преосвященному Лаврентию, что монастырские корпуса и крестовый храм в Перми были построены. 24 но­ября храм был освящен архи­мандритом Ювеналием во имя святителя Стефана Велико­пермского.

Средств на дальнейшее строительство монастырских корпусов не было, поэтому губернатор Волков пошел на следующий шаг: найдя в иму­ществе монастыря две драгоценные митры и панагию (из­начально числилось пять митр, но три из-за ветхости были переделаны на новые), пред­ложил Преосвященному Лав­рентию взять их в Вятский со­бор под залог. Стоимость митр Волков оценил более чем в 40 тысяч рублей.

Не дождавшись ответа Вят­ского епископа, Пермский гу­бернатор обра­тился к Санкт-Петербургскому митрополиту Гавриилу, хода­тайством которого Святейший Синод разрешил Волкову взять из Вятского собора 6 тысяч рублей, а по мере накопления денег в соборе брать на устройство Пермского монас­тыря до 40 тысяч. Митры и панагию велено было передать в Вятский собор. В описи при­ема двух митр Вятским собо­ром было обозначено, что дан­ные митры находятся в не­надлежащем для совершения богослужений виде. Из пере­писки Преосвященного Лаврен­тия и Волкова видно, что вла­дыка Лаврентий весьма не хотел давать деньги за эти вещи. В переписке также гово­рится о ропоте, который поя­вился среди жителей Вятки.

При правителе Пермского наместничества Карле Федоро­виче Модерахе в 1796 г. была продолжена переписка по по­воду залога митр. Изначально Вятским собором в Пермь было выдано только 4 тысячи рублей. Получив письмо от правителя Пермского наместничества, Преосвященный Ар­сений, епископ Вятский, был согласен на выдачу 2 тысяч рублей, а о выдаче всей сум­мы, в 40 тысяч, он намерен поставить вопрос перед Святейшим Синодом. Указом Свя­тейшего Синода было решено перечислить в Пермь 10 тысяч рублей для постройки Перм­ского кафедрального собора и Архиерейского дома.

Что касается первоначаль­ного монашеского состава Пре­ображенского Пермского монастыря, то по штату было по­ ложено: архимандрит, казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 5 рясофорных послушников. Штат этот не был полным. На 1795 г. в монастыре было: один архимандрит, казначей, 3 иеро­монаха, 3 иеродиакона (один запрещенный в священнослужении) и 1 рясофорный по­слушник.

В 1798 г заметили ошибку архитектора: алтарь храма в честь святителя Стефана Великопермского был построен на север. Храм перестроили и переименовали в Крестово-Митрофаниевский (без повторного освящения). Во избежание пута­ницы здесь следует уточнить, что этот первый храм, освящен­ный в честь просветителя перм­ской земли, был переименован, вероятно, вследствие того, что в самом здании Спасо-Преображенского собора было реше­но устроить зимний храм — в честь святителя Стефана Вели­копермского (храм в настоящее время не сохранился).

В этом же году было на­чато строительство большого летнего кафедрального собора во имя Преображения Господ­ня, в котором в дальнейшем был установлен (в урезанном виде) иконостас собора Пыс­корского монастыря. Историк А. Дмитриев отмечает, что в бумагах архиепископа Аркадия имелась записка, из которой следует, что образы для иконо­стаса писаны в 1762 г. акаде­миком Базилевским.

16 декабря 1799 г. по указу императора Павла I учреждена была Пермская епархия, а Преображенский Пермский мо­настырь был обращен в Архи­ерейский дом.

Архиерейский дом, кроме места жительства и резиденции Правящего архиерея, означал учреждение, хозяйственно-эко­номическую единицу церковно­го ведомства и комплекс зда­ний при покоях епископа.

В 1816 г. в хозяйство Архи­ерейского дома входили: «Ка­федральный собор во имя Пре­ображения Господня, по стро­ениям еще не оконченный; Крестовая церковь во имя Свя­тителя Стефана, епископа Пермского (Крестово-Митрофаниевский храм. — Прим. авт.), соединенная вместе с настоя­тельскими кельями, двухэтаж­ная; в нижнем этаже церкви хранится ризница, а под на­стоятельскими кельями — кла­довая, братские и казначейские кельи; три каменных корпуса двухэтажных: первый занимает консистория, второй — братия, а третий служит вместо жит­ниц; каменная, невысокого строения, кухня, и при ней по­греб настоятельский; таковые же братский погреб и баня; кузница и угольник, каменный же, два деревянных дома; пер­вый — для служителей со служ­бами ко оному с амбаром, ко­нюшней и столярной, а второй — ветхий, в котором до отстрой­ки находились настоятель с братией; все вышеописанные строения огорожены деревян­ной оградой; сенные покосы в 200 верстах от дома архиерея, пашенная земля — в 100, мель­ница — в 80 верстах, а рыбных ловель не имеется; колокольня в Пермском Архиерейском до­ме на столбах, покрытая те­сом».

В 1819 г. было совершено освящение Спасо-Преображенского собора. Через год было окончено строительство зимнего храма, располагавшегося внут­ри здания собора (освящен в 1820 г.в честь святителя Стефа­на Великопермского). Иконостас из разноцветного мрамора в зимнем храме был изготовлен на Горнощитском заводе Екате­ринбургского уезда для бывшего Пермского вице-губернатора Ивана Михайловича Борноволокова, который изначально пла­нировали разместить в сель­ском храме. Борноволоков был судим и потерял все свое аре­стованное имущество, которое было передано в собствен­ность государственной казны. В 1808 г. по ходатайству прези­дента Академии художеств гра­фа А. С. Строганова император Александр I передал мрамор­ный иконостас во вновь строящийся в Перми кафедральный собор. Иконы для иконостаса были переданы самим графом А. С. Строгановым.

Колокольня собора строи­лась 8 лет. В 1831 г. на нее были подняты старинные коло­кола Пыскорского монастыря.

В 1835-36 гг. был оформлен иконостас Крестово-Митрофа- ниевского храма. 20 ноября 1836 г. храм был заново освя­щен в честь святителя Митро­фана, епископа Воронежского. В 1853 и в 1901 гг. здание храма подвергалось рекон­струкции: первый раз — архи­тектором Т. Летучим, второй — архитектором Р. Карвовским.

Строительство построек ве­лось на протяжении всего вре­мени существования Архиерей­ского дома. Скада на испра­вительные работы ссылались священнослужители. Здесь со­вершались монашеские пост­риги.

Декретом от 20 марта 1918 г «Об отделении Церкви от го­сударства» весь квартал усадь­бы Архиерейского дома был национализирован. В здании самого Архиерейского дома был расположен тифозный ла­зарет. В 1922 г. здание было передано художественному му­зею. Начался ремонт. В 1931 г. художественный музей был переведен в здание Спасо-Преображенского собора. В Архиерейском доме располо­жился научно-промышленный музей. 10 июля 1932 г. ВЦИК постановил: «Собор ликвиди­ровать».

По свидетельствам очивид- цев, в годы Великой Отече­ственной войны на шпиле колокольни росли березы, а во время празднования Дня По­беды в 1945 (или в 1946) г. собор едва не сгорел — по причине того, что в шпиль во время праздничного салюта по­пала осветительная ракета.

Сохранились воспоминания жительницы Перми Н. А. Али­киной: «В этот день мне до­велось стать свидетелем уди­вительного события, запом­нившегося на всю жизнь. В се­редине дня я была в Комсо­мольском сквере. Вижу — мно­гие показывают в сторону Камы. Оказалось, на колоколь­не кафедрального собора пы­лал огромный факел. Горел деревянный шпиль, и создава­лось впечатление гигантской горящей свечи… Это учащиеся военного училища (ВМАТУ) на радостях пускали ракеты. Одна из них угодила прямо в шпиль, который вспыхнул, как спичка. Неизгладимое зрелище!».

В 1946 г. верующие Перми обратились в органы власти с просьбой об открытии собора. Уполномоченный по делам ре­лигии отклонил эту просьбу: «Собор был закрыт в 1931 году по ходатайству граждан и Сов­наркома СССР. В том же году здание было переоборудовано под художественную галерею».

В 2008 г. Архиерейский дом был возвращен Русской Право­славной Церкви.

В 2010 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Перм­ского и Кунгурского, был освя­щен и водружен на колокольню крест. В двух залах восстанов­лены детали фресок — святи­теля Стефана, епископа Вели­копермского, и святителя Михаила, первого митрополита Киевского.

В настоящее время Спасо-Преображенский кафедраль­ный собор полностью возвра­щен Русской Православной Церкви. По взаимной догово­ренности между Пермской епархией и Пермской художе­ственной галереей последняя готовится к переезду, рассмат­ривается несколько вариантов нового размещения ПГХП.

Подготовила Ольга Троицкая

При подготовке статьи ис­пользованы источники:

Мельнакова О. А. Есть нуж­да — есть и Спас // Календарь- справочник города Перми на 2018 год. — Пермь, 2017. С.78-89.

Ярушин П. Материалы для истории Пыскорского монастыря и оценка их // Пермские епархи­альные ведомости. 1888. С. 181- 187.

М. К. (Михаил Капустин). Из Пыскора (Письмо). 28 июля 1868 г. // Пермские епархиальные ведо­мости. 1868. С. 836-839.

Свящ. В. Удинцев. Переведе­ние Пыскорского ставропигиаль- ного Спасо-Преображенского мо­настыря в г. Пермь // Пермские епархиальные ведомости. 1869. С 31-41.

П. Г. О. Перевод Пыскорского ставропигиального монастыря в губернский город Пермь. (Оконча­ние) // Пермские епархиальные ведомости. 1881. С. 165-170.