«В память вечную будет праведник»

27 октября 2019 года исполнилось 120 лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Летова), одного из братии Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, которому удалось пережить годы гонений.

Архимандрит Иоанн (в миру Яков (Иаков) Павлович Летов) родился 27 октября 1899 г. в селе Богородском Кунгурского уезда Пермской губернии, в семье крестьянина.

В 13 лет юный Иаков окончил двухклассное училище, а затем, в 1917 г., — ремесленную школу.

В начале 20-х годов, при при последнем настоятеле иеромонахе Иоанне (Ветре) Иаков Летов поступил послушником в Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, где принял постриг с именем Иоанн. Случилось это предположительно в 1925 г.

1 января 1926 г. епископом Кунгурским Аркадием (Ершовым), монах Иоанн был рукоположен в сан иеродиакона и определен в клир храма родного села Богородского. 13 июня 1932 г. епископом Кунгурским Иоанникием (Чанцевым) иеродиакон Иоанн был рукоположен в иеромонаха и определен в клир храма села Аннинского Кунгурского района.

7 декабря 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 21 января 1937 г иеромонах Иоанн (Летов) был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы.

После отбытия срока иеромонах Иоанн жил в Кунгуре. И в 1945 г. архиепископом Молотовским и Соликамским Иоанном (Лавриненко) он был назначен настоятелем вновь открывшегося храма Илии Пророка в поселке Юг Верхнемуллинского района. Служение архимандрита Иоанна оставило яркий след в истории юговского храма. Ревностное служение отца Иоанна прихожане храма ценили и платили доброму пастырю уважением и любовью.

Далее в жизни отца Иоанна наступает череда переводов из одного прихода на другой. Вероятно, Совету по делам религий было неугодно видеть ревностного пастыря на одном и том же приходе, где он создал сплоченную общину. В 1947 г. иеромонаха Иоанна переводят в храм Георгия Победоносца д. Лекмартово Чердынского района, а в 1948 г. назначают вторым священником Иоанно-Богословского храма г. Чердыни. С 1949 г. отец Иоанн служит настоятелем храма Рождества Христова с. Искор Ныробского района. Видя труды пастыря в чердынских приходах, к празднику Святой Пасхи этого же года епископ Иоанн (Лавриненко) награждает иеромонаха Иоанна (Летова) наперсным крестом.

В 1955 г. Иоанн получает назначение во вновь открывшийся Петропавловский храм села Морчаны Красновишерского района для восстановления древней церкви и организации приходской жизни.

10 мая 1957 г. в г. Молотове (Перми) епископом Свердловским и Ирбицким Донатом (Щеголевым), временно управляющим Молотовской епархией, иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена.

12 июля 1957 г. по благословению епископа Пермского и Соликамского Павла (Голышева) благочинный храмов третьего округа Леонид Ахидов в сослужении игумена Иоанна и ныне здравствующего старейшего клирика Пермской епархии протоиерея Николая Тетерина совершил освящение Петропавловского храма в Морчанах.

15 мая 1960 г. епископом Павлом (Голышевым) игумен Иоанн (Летов) был награжден палицей.

После почти двадцатилетнего служения на севере Пермского края отец Иоанн возвращается в родной Кунгурский район. 30 сентября 1965 г. архиепископом Пермским и Соликамским Леонидом (Поляковым) он назначатся настоятелем Спасо-Преображенской церкви села Полыгорец.

За ревностное пастырское служение по ходатайству епископа Пермского и Соликамского Иоасафа (Освянникова) отцу Иоанну Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) был пожалован сан архимандрита.

В январе 1976 г. архимандрит Иоанн был выведен за штат по состоянию здоровья. Последний год жизни он провел в с. Полыгорец Кунгурского района, где после продолжительной тяжелой болезни 13 июня 1977 г отошел ко Господу. На третий день гроб с телом покойного был доставлен во Всехсвятский храм г. Кунгура. По окончании вечернего богослужения причт храма совершил парастас и начал чтение Святого Евангелия. 16 июня после Божественной литургии благочинный храмов 4-го округа протоиерей Борис Бартов с причтом Всехсвятского храма совершил отпевание отца архимандрита по монашескому чину.

Перед погребением отец Борис сказал краткое слово о жизни усопшего, отметив: «Отец Иоанн был, пожалуй, последним из доживших до наших дней насельников бывшего Белогорского монастыря». По окончании чина отпевания гроб с телом покойного по обычаю, обнесли вокруг храма с пением ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель».

Похоронен архимандрит Иоанн в ограде Всехсвятского храма.

Через год после кончины отца Иоанна в «Журнале Московской Патриархии» вышла статья, где было отмечено: «Отец Иоанн отличался скромностью, заботился о благочинии в приходе и уставном совершении служб. С особой тщательностью выполнял он келейное молитвенное правило. Ревностью о деле Божием стяжал любовь прихожан» (ЖМП, 1978. № 5. С. 30-31).

Протоиерей Борис Бартов, близко знавший архимандрита Иоанна, вспоминал: «Это был усердный молитвенник. Когда он служил в Морчанах, псаломщик жаловался на него за длинные службы. Отец Иоанн совершал полный суточный круг богослужения, и псаломщику приходилось все вычитывать. Я неоднократно посещал и исповедовал отца Иоанна, а когда приехал в последний раз, он был уже мертв. Я облачил его в священнические одежды и приготовил к погребению. У меня хранятся его митра и крест с украшениями».

В 1989 г. отец Иоанн (Летов) был реабилитирован.

Материал предоставил иеромонах Андрей (Бартов)