Мощи святителя Митрофана, епископа Воронежского

Святитель Митрофан (миру Михаил Васильевич), родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в благочестивой христианской семье.

Свое служение Церкви он начал как приходской священник в селе Сидоровское, расположенном недалеко от города Шуи.

Овдовев в 39 лет, отец Михаил ушел сначала в Николо-Шартомский монастырь, а затем в Золотниковскую Успенскую пустынь Суздальского уезда, где принял монашеский постриг в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. В 1665 году был избран игуменом Яхромского Космина монастыря.

Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.

В 1675 году был переведен игуменом Макариева Унженского монастыря Костромской епархии, которым управлял почти семь лет.

На Московском Церковном Соборе 1681-1682 годов для борьбы с усилившимся старообрядческим расколом была учреждена новая кафедра – Воронежская, куда первым архиереем был избран игумен Митрофан.

2 апреля 1682 года хиротонию игумена Митрофана во епископа Воронежского в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16-ю святителями.

В конце августа 1682 года Епископ прибыл в Воронеж. Население края в те времена было разнородным – сюда со всех концов России стекались люди, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, а некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Раскольники-старообрядцы чувствовали себя вольготно в Воронежском крае и привлекали на свою сторону население, уводя его из лона Церкви.

Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи – брак.

С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Епархиальные средства были очень скудны и Святитель находился в очень стесненных обстоятельствах.

Одной из первых забот епископа Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения Патриарха и на пожертвования Государей и других лиц в 1692 году церковь была построена и освящена. Всего за время святительства в Воронежской епархии владыки Митрофана число храмов возросло со 182 до 239.

Много забот доставляли Епископу раскольники. Преосвященный Митрофан поступал с ними по суровым законам того времени, отсылая противников Церкви к «градскому суду». Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди, открывал сельские школы.

Особо следует остановиться на отношениях между епископом Митрофаном и Царем Петром I. Святитель с особой любовью и уважением относился к Государю, он сочувствовал его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Владыка не только сам имел личное благорасположение к Царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал Святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа Государь всегда навещал Святителя, присутствовал за богослужениями. При таком расположении Царя епископ Митрофан сохранил твердость, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 году, во время одного из приездов Государя в Воронеж, Царь пригласил Владыку к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к Государю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленных в качестве украшения. Святитель сейчас же развернулся и пошел обратно. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но Святитель ответил: «Пока Государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец». В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны Царя не устрашила епископа Митрофана. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к Воронежскому Владыке заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день Святитель явился во дворец благодарить Государя.

В своей келейной жизни епископ Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Святителя были немалые. Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет… не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти. «Память смертная» как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечной жизни. Его любимыми молитвами были молитвы об умерших.

В августе 1703 года святитель Митрофан занемог и начал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения, усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки.

10 августа 1703 года Епископ принял пострижение в схиму с наречением имени Макарий, в честь преподобного Макария Желтоводского, Унженского.

Скончался Владыка 23 ноября 1703 года и был погребен в Благовещенском кафедральном соборе. На погребении Святителя присутствовал царь Петр. По окончании отпевания он сам нес гроб Преосвященного и опускал его в могилу. Своим приближенным Царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

За несколько лет до кончины святитель Митрофан составил духовное завещание, в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность – богат будеши. Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши».

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 годах). В каждый раз было засвидетельствовано нетление тела епископа Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание его и увеличились чудесные явления помощи Божией у могилы Воронежского владыки.

В 1831 году нетленные мощи Святителя были освидетельствованы архиепископом Воронежским Антонием (Смирницким) вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном.

23 ноября 1832 года святитель Митрофан был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 7 августа в день преставления и 23 ноября в день прославления.

В послереволюционное время, в ходе широкомасштабной компании по ликвидации святых мощей, 3 февраля 1919 года был вскрыты мощи святителя Митрофана Воронежского.

3 февраля 1919 года перед началом литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа»: «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Красноармейцы оттеснили верующих от раки Святителя и вынули из нее кипарисовый гробик с честными останками. Безбожники с насмешками стали сдергивать пелены и покровы с мощей, затем всеобщему обозрению было продемонстрированы поднятые на штыках святые останки.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал: «Великая милость Божия проявлена Святителю – по истечении земной жизни претерпеть мученичество за Христа».

Но чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану. В 1926 году у мощей святого побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.

Тогда Губернским комитетом партии было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.

В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма». Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Но неожиданно для всех богослужение запретили. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи Святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.

Честные останки святителя Митрофана безбожники передали в Воронежский краеведческий музей, где они пролежали около 60-и лет.

Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова).

На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен, Рязанский и Касимовский Симон, епископ Филиппопольский Нифон – представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, множество духовенства и верующих.

16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали верующие, архиереи и сонм духовенства.  Торжественным крестным ходом главная святыня Воронежской земли была перенесена из Архиерейской домовой церкви в Покровский Кафедральный собор города Воронежа. Для мощей Святителя была изготовлена резная кипарисовая рака по образцу той, в которой они хранились раньше.

В своем приветственном слове митрополит Мефодий тепло поздравил гостей и паству со светлым торжеством, отметив, что открытие храмов и обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.

До 2009 года мощи святителя Митрофана пребывали в Покровском кафедральном соборе Воронежа, а 5 декабря 2009 года были торжественно перенесены в новый кафедральный храм города – в Благовещенский Собор, где пребывают до сего дня.