Иаков (Шестаков), иерей, священномученик († 10/23 декабря 1918)

Исследователь истории Пермского края, литературный работник священномученик Иаков (Яков Васильевич Шестаков [Камасинский][1]), заштатный священник Никольской церкви села Кудымкар, Соликамского уезда Пермской губернии

Родился 28 апреля 1858 года в селе Камасино Пермской губернии в семье священника местной Рождество-Богородицкой церкви Василия Ивановича Шестакова и его жены Евдокии Васильевны.[2] Отец умер, когда Якову было семь лет. Мальчик находился на воспитании деда, также священника, уроженца Владимирской губернии, переселившегося на Урал и служившего в Крестовоздвиженской церкви в трех верстах от Кунгура. Дед Якова, священник Василий Спиридонович Смирнов, отличался редкой добротой, поразительным трудолюбием, в свободное время писал иконы. Он учил внука часослову и церковному пению.

В десятилетнем возрасте Яков был сдан дедом в приготовительный класс Пермского духовного училища, размещавшегося в то время в нижнем этаже духовной семинарии. Яков был прилежным учеником: окончив училище в 1873 году, он ни разу не подвергся угощению «березовой кашей», применяемой в то время[3].

Затем юноша поступил в семинарию, где усиленно занимался, пел в семинарском хоре, исполнял обязанности ризничного и алтарника семинарской церкви. В 1879 году он окончил Пермскую семинарию «девятым студентом»[4].

В том же году Яков Шестаков был назначен законоучителем в Редикорское земское училище[5], затем в Усольское, где жил с матерью и сестрой.[6]

В 1881 году Якова перевели в Юксеевское инородческое пермяцкое училище. Чтобы лучше понимать своих подопечных, он начал изучать коми-пермяцкий язык.

Находясь среди коми-пермяков, Яков Шестаков наблюдал жизнь и нравы этого народа. Много лет спустя он издал очерк «Пермяки-инородцы», ставший итогом его просветительской деятельности. В очерке были обобщены сведения о духовной и материальной культуре пермяков. Отец Иаков писал: «Обитатели этого злополучного края до настоящего времени остаются, за весьма немногими исключениями, все такими же сынами природы, какими они были несколько десятков, если только не сотен лет тому назад. Неподвижные, малоразвитые, они производят на постороннего наблюдателя впечатление людей первобытной культуры по бедности своего языка и примитивности развития своих душевных качеств… живут в дымных закоптелых грязных избах… умываются редко и вытираются черными обносками рубах… а кухонная посуда если и споласкивается, то редко вытирается…

Пермяк не знает поэзии, песни на улицах редко слышатся на родном языке и то по нескорому содержанию не всегда могут быть произносимы публично… Нравственное мировоззрение пермяка, отношение к чужой собственности – жалкое. Никакого чувства правды и справедливости, признательности, никакого уважения к своему ближнему, никакого сознания долга перед Богом и людьми в нем нет».[7]

Испытывая чувство сострадания к коми-пермяцкому народу, Яков Васильевич стал думать о том, чтобы направить свои усилия на миссионерскую деятельность. У него зародилось желание – открыть для просвещения «инородцев» коми-пермяков женскую обитель, где «пермячки могли бы обучаться нравственности, добрым христианским навыкам, труду и домашнему обиходу».[8]

В начале 1887 года Яков Шестаков оставил педагогическую работу и, испытывая себя, отправился в самый крупный тогда на Урале вогульский Верхотурский Николаевский монастырь, где некоторое время находился в качестве послушника. В это время он совершил паломнические поездки по святым местам Москвы, Киева, Казани.[9]

Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь делу просвещения коми-пермяцкого народа, Яков Васильевич женился на окончившей гимназию коми-пермячке Александре Матвеевне Вилесовой.[10] 20 июня 1887 года он был рукоположен в сан священника и назначен служить в Михайло-Архангельскую церковь села Ново-Туринского Верхотурского уезда.[11] С того же года преподавал Закон Божий в Ново-Туринском начальном училище.

В 1888 году отец Иаков был принят в Пермскую Епархию и назначен на служение в Иоанно-Предтеченскую церковь Хохловского завода Оханского уезда, а так же законоучителем в Хохловское училище.

29 августа 1889 года переведен в город Чердынь к храму Успения Пресвятой Богородицы. Здесь молодой священник продолжил свою просветительскую деятельность. С его приходом в Успенской церкви стали проводиться внебогослужебные собеседования. По настоянию отца Иакова воскресный «торжок» в городе был смещен на субботу. В доме городской управы священник открыл библиотеку-читальню.

Не все, однако, складывалось легко и гладко. Некоторые купцы были недовольны: «Заставляет нас ходить в читальню, еще молод нас учить-то!»,
«За то, что перевел торговый день с воскресенья на субботу, мы его больше не потерпим: он нас по карману прямо ударил… Протопопу Остроумову бумагу
пошлем, а то и губернатору!». Но постепенно все уладилось.

В 1890 году отец Иаков был награжден набедренником, с 16 октября того же года назначен членом-секретарем Чердынского отделения Епархиального Училищного Совета и законоучителем в Чердынское приходское училище.

Отец Иаков исполнял ряд поручений епископа Пермского и Соликамского Владимира (Никольского) по судебным делам, а также по строительству церквей в Кутимском заводе Чердынского уезда и в деревне Милюхиной Соликамского уезда.

24 мая 1891 года переведен в Николаевскую церковь села Кудымкар на должность старшего священника и назначен благочинным 3-го округа церквей Соликамского уезда. С 4 октября 1891 года по 1899 год являлся законоучителем Кудымкарского 2-классного мужского училища.

Являясь миссионером по Соликамскому уезду, священник Иаков Шестаков вел активную миссионерскую и просветительскую деятельность среди коми-пермяков, публиковал труды по истории Пермской губернии. В своих работах он с сожалением отмечал, что на сто двадцать пять тысяч коми-пермяков Чердынского и Соликамского уездов Пермской губернии среди священников и дьяконов всего два-три коми-пермяка, преподающих в школах Закон Божий, и столько же русских учителей, знающих коми-пермяцкий язык. Он считал такое положение дел недопустимым и высказывался за необходимость преподавания Закона Божия на коми-пермяцком языке.

Отец Иаков организовал комиссию для перевода книг на коми-пермяцкий язык. Он стал издавать на этом языке религиозную литературу: «Литургию Иоанна Златоуста», «Закон Божий», а также «Пермяцкую азбуку». Были переведены и изданы сказки А. С. Пушкина, публиковались брошюры санитарного и религиозного характера. Памятные книжечки священника Иакова Шестакова давали ценные указания, например, как встречать архиерея, как при нем служить сельскому дьякону, как печь просфоры и прочее. Издатель считал, что книга должна быть доступна простому народу, читаться в семье, в школе, ведь большинство крестьян, особенно женщин, не знали русского языка.

По инициативе и активном участии отца Иакова в епархии строились храмы и монастыри. Так, в неурожайный 1891 год священник открыл в Кудымкаре бесплатную столовую для коми-пермяков. Он составил воззвание о помощи местному населению, что позволило собрать три тысячи рублей. На это воззвание откликнулись святой праведный Иоанн Кронштадтский и обер-прокурор Священного Синода Константин Петрович Победоносцев. В результате, помимо продовольствия, одежды и обуви, особо нуждающимся семьям было передано восемнадцать лошадей и двадцать семь коров.

Тогда же священнику Иакову Шестакову от уполномоченного по продовольствию И. А. Урбановича было выделено 6400 рублей на строительство церквей и школ в Пермской губернии. Для получения средств из Елабужского комитета и бесплатного леса Строгановых он ездил в Елабугу, в Петербург.[12] Таким образом, имея в расположении денежные средства и основной строительный материал – лес, – отец Иаков решил строить сразу пять церквей. Несмотря на финансовые затруднения, строительство пошло благополучно. Сами коми-пермяцкие крестьяне оказывали всяческое содействие и радовались, как дети, первым звукам колокола.

Благодаря бесплатному лесу были сэкономлены средства, на которые заказали два иконостаса. По просьбе отца Иакова благочинный Московских кремлевских соборов выслал священнические и дьяконские облачения, Училищный совет Святого Синода отпустил 600 рублей на строительство в селе Самково церкви-школы.

В 1891 году съездом окружного духовенства отец Иаков Шестаков избран депутатом по духовно-училищному съезду. В 1891-1894 годах он состоял наблюдателем коми-пермяцких церковно-приходских школ одновременно семи приходов. В селе Кудымкар священник заведовал Кудымкарской воскресной школой грамоты и народной читальней. Будучи заведующим Пешнигортской, Кекурской и Шадринской школами грамоты, он в течение четырех лет из своего кармана платил жалованье учителю и оплачивал его квартиру.

При содействии священника Иакова Шестакова в 1893 году в селе Захарово и в 1894 году в селе Милюхино тоже были построены церкви.

Благочинный в течение семи лет отправлял способных мальчиков и девочек «инородцев» в разные учебные заведения. Многие из них получили образование и специальности священников, учителей, сестер милосердия. «За полезную деятельность по народному образованию» отец Иаков получил благодарность от Пермской духовной консистории. 23 декабря 1893 года был награжден скуфьею.

В 1894 году окружным съездом духовенства избран депутатом на Епархиальный окружной училищный съезд на трехлетие.[13]

В 1896 году отец Иаков был делегирован от Пермской епархии в город Чернигов на открытие мощей святителя Феодосия.

В 1894-1898 годах священник Иаков Шестаков являлся членом Пермской комиссии Уральского общества любителей естествознания (позже – Пермский краевой музей).

За время служения в Кудымкаре он издал самые значимые свои книги: «Кутимский завод» (появился в 1893 году в «Пермских губернских ведомостях» № 11, и в том же году вышел отдельной книжкой); «Адрес-календарь и справочную книгу для духовенства за 1894 год», разошедшуюся в тысячах экземпляров по Пермской губернии. Батюшка подарил указанную книгу всем церковным школам родной епархии.

В 1898 году отец Иаков назначен на должность благочинного третьего округа Соликамского уезда, но в том же году по прошению уволен от обязанностей благочинного, а 27 сентября 1899 года отрешен по суду от места священника, но не лишен сана.

В этот период отец Иаков овдовел. Он уехал в Пермь и преподавал в Пермской Духовной семинарии, формально оставаясь заштатным священником Николаевской церкви Кудымкара. Состоял членом Пермской ученой архивной комиссии.

В 1899 году он издал «Юбилейную памятную книгу для духовенства» и «Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 – 1899 гг.)»,[14] а в 1900 году – «Справочную книгу всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии».

Заштатным священником Кудымкарской церкви отец Иаков Шестаков оставался вплоть до 1918 года. С иронией и сочувствием писал об этой ситуации писатель Михаил Андреевич Осоргин: «Отец Яков – бесприходный поп, родом из приуральской губернии. Бесприходным стал после разных сложных событий и неприятностей, и семейных, и общественных, и финансовых. В чем дело – никто точно не помнит, и родные места отец Яков больше не жалует. Было что-то со сбором на голодающих и с приютом для девочек – история стародавняя».[15]

Отец Иаков много путешествовал по русским городам, собирая средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. Он встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем которых он был. Эти записи и впечатления послужили материалом для составления им «Летописи отца Иакова Камасинского». Отец Иаков послужил прообразом героя романов писателя Михаила Андреевича Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков».

Живым и любопытным предстает образ отца Иакова в произведениях Осоргина: «Толст и слегка краснощек – но не пьет спиртного и не склонен к чревоугодию; просто всякая жизнь и всякое питание ему на пользу. Сегодня он в Москве, завтра в Питере, через неделю в Вологде, в Уфе, в Рязани, зимой – по городам, летом на Волге и Каме третьим классом парохода от Рыбинска до Астрахани, от Нижнего до Перми. И всюду друзья и знакомые, временный приют, ласковый привет».[16]

«…В 1904 году зачастил отец Яков в Петербург. Возвращаясь, рассказывал о разных влиятельных дамах, у которых зачем-то бывал на приемах («Дела были к ним малые»), о Победоносцеве, до которого с трудом добрался («Посмотрел на него, сподобился!»). Сумел и к Плеве (министру Внутренних дел) проникнуть…

Было много неясного в его прошлом, и в святые он никогда не лез. Но никто и никогда не мог пожаловаться ни на болтливость его, ни на его нескромную пытливость. Он любил смотреть, узнавать, слушать, но ни о чем не выспрашивал, стушевываясь немедленно, когда чуял конспирацию или видел, что стесняет. Довольствовался тем, что ему говорили, объясняли. Что давали охотно – то брал с пытливой жадностью».[17]

Осоргин вспоминает, как нередко отец Иаков говорил: «Любо-о-опытно-о! Жизнь-то, она – интересная! Все хочется перевидать!»[18]

После столичных визитов священник ехал на родину, продолжая трудиться на ниве просвещения коми-пермяков.

В 1904 году в глухой деревне Коча, в 200 верстах от Чердыни, отцом Иаковом была основана Ионо-Серафимовская, инородческо-пермяцкая женская обитель. Коми-пермяки не только одобрили замысел священника, но и помогли в этом деле: уступили под общину две большие усадьбы и за 15 верст перевезли огромный двухэтажный дом.

Основание другой женской обители – в честь 500-летия кончины святителя Стефана Великопермского – было положено им в 1905 году в селе Пешнигорот. Туда приехали монахини из Сарапульского уезда, и к 1917 году в монастыре было 60 сестер, в большинстве пермячек.

Именно женщину отец Иаков считал той силой, которая может в корне изменить быт и нравы коми-пермяков. Он писал: «Мать – зиждущая сила семьи. Дайте крестьянской семье мать просвещенную, благовоспитанную, свободную от предрассудков, суеверия и невежества, сведующую в правилах санитарии и гигиены, знающую ремесло, которым бы она могла заниматься с пользой для семьи… и улучшение быта крестьянской семьи обеспечено».

Где бы не находился отец Иаков, везде прилагал усилия в деле просвещения и помощи страждущим. Так, в Чердыни он устроил библиотеку-читальню, в Вятке – приют для детей-эпилептиков. Организовывал многочисленные учительские курсы, отдавал свои личные сбережения на нужды неимущих. Был сельским учителем и общественным деятелем, публицистом и книгоиздателем, этнографом и краеведом.

Отец Иаков Шестаков писал статьи в «Пермские Епархиальные Ведомости» и «Пермские губернские ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральскую жизнь». Издаваемые им брошюры, однолистные, двулистные листовки религиозного и санитарно-гигиенического содержания знал и стар и млад в Пермском крае. Под псевдонимом Яков Камасинский собирал фольклор Прикамья и обычаи коми-пермяков. Под этим псевдонимом опубликовал этнографические записки «Около Камы» (1905 год). Во время одной из поездок по епархии нашел одно племя, «не просвещенное православной верой».

В 1905 году священник Иаков Шестаков учредил книгоиздательство «Кама», которое стало выпускать книги духовного и светского содержания. Издательство носило церковно­-историческую направленность, в основном публиковались книги по истории Пермской, Екатеринбургской, Вятской и других епархий. Всего, по неполным данным, отцом Иаковом издано более тридцати книг, не считая различных статей и заметок. Это было единственное издательство в России, занимавшееся публикациями книг на коми-пермяцком языке.

Кроме этого, отец Иаков публиковал обширные источниковые материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников, адрес-календарей. В октябре 1908 года в журнале Московского Университета «Энтографическое обозрение» была опубликована статья священника Иакова Шестакова «Жертвоприношения закамских инородцев».

Отец Иаков занимался изучением истории края, исследованием археологических и архитектурных памятников Прикамья. Простого сельского священника прекрасно знали не только в Перми, но и в центральной России. В журнале «Исторический вестник» напечатаны статьи: «Инородцы-пермяки» (Август 1902 г.) и «Памяти историка Вологодского края. О. Сергея Непеина» (Октябрь 1910 г.). В журнале «Вестник знания» помещена статья «Особняком» (май 1905 г.). В журнале «Общества изучения северного края» напечатана статья «О культурном подъеме закамских инородцев» (1912 г.).

Он помещал свои статьи в духовных журналах «Миссионерское обозрение», «Русский паломник», «Православный благовестник».

В своих литературных трудах отец Иаков не ограничивается только пределами Пермского края. Его перу принадлежит «Описание Петроградского Охтенского Красногорского храма и подворья», «История Коряжского монастыря Вологодской епархии»[19], «Очерк деятельности первого епископа Вятского и Великопермского Александра, в Бозе почившего в Коряжском монастыре» и многое другое.

В начале ХХ века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет, в 1909 году издал проект его устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года – уже после отъезда отца Иакова из Перми в Санкт-Петербург в 1909 году.

Отец Иаков принес в дар Пермскому церковно-историческому обществу большое количество снимков Пермской старины и свои издания. Им были сданы вырезки о Великопермском, Пермском и Уральском крае из разных изданий столичной и провинциальной печати в Чердынскую публичную библиотеку, Чердынскому, Соликамскому, Казанскому и Екатеринбургскому музеям.

С 1909 года отец Иаков постоянно жил в Санкт-Петербурге, формально так и оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкар.

В 1909-1913 годах он работал в Цензурном Комитете Святейшего Синода.

Отец Иаков дружил с настоятелем соликамской Спасо-Преображенской церкви протоиереем Василием Боголюбовым[20] и неоднократно посещал Соликамск. Он сотрудничал с краеведческим отделом Педагогического музея (ныне его фонды находятся в Соликамском краеведческом музее).

Много опубликованных работ оставил священник Иаков Шестаков. И немало мог бы еще написать. О собирании им накопительных материалов Михаил Осоргин говорил: «Пухлая, белая рука отца Якова – на каждом суставе по подушечке – писала слова с завитушками; если когда-нибудь дотошному историку пригодятся эти писания – намучается он над поповским почерком! А пригодиться могли бы, в особенности «Летопись отца Иакова Камасинского» – куча тонких школьных тетрадей… В этих тетрадочках, на обеих сторонах линованных страниц отец Яков записывал ход лично им наблюденных достопамятных событий, а также доверия заслуживающие слухи, с предпочтением – которых не было в газетах. Тетрадок с собой не возил, кроме последней, а, заполнив, оставлял, где в то время находился, на сохранении у верных людей, своих многочисленных знакомых: одна – в Москве, другая – в Рязани, а то – в Уфе, в Саратове, в Твери или в самом Санкт–Петербурге. Все подумывал собрать эти тетрадочки воедино и хотя бы сшить вместе в одну обложку и передать самому верному человеку, и все никак не удавалось»[21].

Странническая жизнь священника Иакова Шестакова является одной из причин того, что его издательская деятельность в достаточной мере не изучена. Но о его творчестве Осоргин писал: «Отец Яков знает все типографии и всех маленьких издателей и книжечек выпустил не меньше двадцати, а статеек написал без числа»[22]. Священник А. А. Игнатьев указал, что духовных изданий у Иакова Шестакова имеется около ста пятидесяти, светских – до сорока.

В предреволюционные годы отец Иаков вернулся в Пермский край. В 1917 году им выпущены в свет следующие издания: «Описание Чердынской Иоанно-Богословской церкви», «История Верхне-Косинского мужского монастыря Чердынского уезда», «Исторический путеводитель по Соликамску», «Описание возникновения женских монастырей Шамарского, Гефсиманского, Гальянского и Каракулинского», «Списки настоятелей, ключарей, протодьяконов, регентов Пермского кафедрального собора», «Памятка об открытии викариатства в г. Осе и стихи на открытие в этом городе Фаворского подворья».       

Но современники оценивали личность Якова Васильевича Шестакова далеко неоднозначно. Кто-то идеализировал его образ, другие считали его «среди духовенства красным, а среди красных – попом-выскочкой, пройдохой и хитрым человеком»[23].

Но всем критикам священника Иакова Шестакова Осоргин делает такое замечание: «Должен я все же сказать, что все эти разные слушки про отца Иакова так слушками и оставались: ничего положительного и точного никто не знал, и знакомство с ним водили все, так как был он скромен, приветлив, знающ, по-своему культурен. Епархиальная среда его недолюбливала – не она ли и наводила тень на его имя? В провинциальном болотце не любят людей, чем-нибудь выдающихся, а отец Иаков по интересам своим не был рядовым человеком».[24]

«Кто он такой был, этот поп бесприходный? – задавался вопросом Осоргин. – Несомненно, культуртрегер[25] своего края… Но одно верно: страстно любил смотреть жизнь! Катал по России в третьеклассном и скотьем вагоне, с портфелем и узелком, чертил ее зигзагами вдоль и поперек, смотрел, изучал, одобрял, прислушивался, укладывал в любознательную поповскую душу. Про портфель свой говорил, бывало: «Тут у меня вся история, вся жизнь налажена!» Но так и осталась эта вся история в поповском портфеле, наружу не вышла. И заключалась она в каких-то справочках, адресах, карточках, брошюрах, листках; видно, все главное и важное держалось в памяти для себя, а не для потомства. С ним и ушло в последний далекий путь».[26]

10 декабря 1918 года, когда на подступах к Пермской губернии уже стояли отряды Колчака, 60-летний священник Иаков Шестаков был зверски убит большевиками. В начале 1919 года колчаковские газеты так писали о его гибели: «Во время декабрьского переворота был убит Яков Камасинский (литературный псевдоним священника Иакова Шестакова), который, отправившись за хлебом пешком из Перми в Хохловку, попался красноармейцам, которые снесли ему череп. Тело его сейчас находится на хохловском кладбище, так как родственники его, вероятно, еще ничего не знают о его смерти. Покойный был известен многим, как автор, издатель и редактор очень многих брошюр, листков, книг, посвященных местному краю и местным юбилейным событиям, особенно местной церкви. В последнее время он занимался собиранием сведений об убитых большевиками духовных лицах».[27]

В другой газете сообщалось: «Священник Иаков Васильевич Шестаков, литературный работник и исследователь Пермского края, зверски зарублен около села Хохловского Пермского уезда».[28]

В материалах дел расследования зверств большевистского режима есть такое свидетельство: «Священник Яков Шестаков убит около села Хохловки красноармейцами. Труп его был найден и долгое время находился в кладбищенской часовне села Хохловки. Причем, по словам священника села Хохловки отца Геннадия Попова.., около трупа Шестакова были найдены его записная книжка и бумаги. Должен сказать, что среди бумаг отца Иакова Шестакова должны быть чрезвычайно ценные документы, так как Шестаков мне лично разсказывал, что он собирает материалы, показания свидетелей, фотографические снимки и прочее, относящееся к разстрелам духовенства. Эти материалы Шестаков предполагал опубликовать при первой возможности».[29]

Погребен на кладбище села Хохловки Пермского уезда.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Иаков (Шестаков) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Память совершается 10 / 23 декабря.


[1] «Камасинский» — литературный псевдоним о. Иакова Шестакова, взятый им в связи с местом своего рождения в селе Камасино.

[2] ГАПК, Ф. 37, оп. 6, д. 10, л. 4 об.–5.

[3] Игнатьев А.А. «Священник Иаков Васильевич Шестаков. Очерки жизни и трудов», Сарапул, 1917 г., с. 1.

[4] «Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии», Пермь, 1900 г.

[5] Нечаев М.Г. «Интеллигент в провинции», материалы научно практической конференции, Пермь, 1997 г., с. 15.

[6] Игнатьев А.А. «Священник Иаков Васильевич Шестаков. Очерки жизни и трудов», Сарапул, 1917 г., с. 3.

[7] Шестаков Я.В. «Пермяки–иногородцы», «Исторический вестник», 1902 г., август.

[8] Мельчакова О.А. «Коми–пермяцкий просветитель – свщ. И.В. Шестаков», «Пермская старина», «Церковный краевед», альманах. Пермь, 2009 г., вып.2, с. 2.

[9] Игнатьев А.А., «Священник Иаков Васильевич Шестаков. Очерки жизни и трудов», Сарапул, 1917 г., с. 2.

[10] Игнатьев. А.А. – Указ. соч., с. 3

[11] ГАПК Ф. 540, оп. 1, д. 35, л. 169 об.

[12] Игнатьев А.А. «Священник Иаков Васильевич Шестаков. Очерки жизни и трудов», Сарапул, 1917 г., с. 6.

[13] ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 34, л. 160 об.–161 об.; д. 35, л. 169 об.–170 об.

[14] 16 октября 1799 г. был подписан Указ императора Павла об учреждении Пермской епархии. На Пермскую кафедру взошел первый архиерей — епископ Иоанн (Островский).

[15] Осоргин М.А. «Свидетель истории», М., 1996 г., с. 164–165.

[16] Осоргин М.А., там же, с. 165.

[17] Осоргин М.А. «Мемуарная проза», Пермь, Дом учителя, 2006 г., с. 140–141

[18] Осоргин М.А., там же, с. 144–145.

[19] Игнатьев А.А. «Священник Иаков Васильевич Шестаков. Очерки жизни и трудов», Сарапул, 1917 г., с. 14.

[20] Убит большевиками осенью 1918 г.

[21] Осоргин М.А. «Мемуарная проза», с. 173–174.

[22] Осоргин М.А., там же, с. 166.

[23] Е.Н. Косвинцев, ГАПК, ф. Р–837, оп. 1, д.95.

[24] Осоргин М.А. «Мемуарная проза», с. 138.

[25] Культуртрегер – носитель культуры, распространитель просвещения.

[26] Осоргин М.А. «Мемуарная проза», с. 144–145.

[27] «Свободная Пермь» № 16, 18 января, 1919 г.

[28] «Освобождение России», № 17, 23 января, 1919 г.

[29] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 2, с. 59, «Материалы Предварительного Следствия Судебного Следователя Пермского Окружного Суда по важнейшим делам». Показания Богословского Павла Степановича.