Мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского

Преосвященный Мелетий (Михаил Леонтович; 1784 – 1840 год) был епископом Пермским и Екатеринбургским с 21 апреля 1828 года по 18 июля 1831 год.

Родился он в 1784 году в селе Старые Сенжары, Полтавской губернии. Дед будущего Святителя по отцу, был священником, отец его являлся купцом посада Петриковки, Александровского уезда, Херсонской губернии, а дядя – Иеремия, был тоже священником из казаков. Все же они принадлежали к дворянскому сословию.

В четырехлетнем возрасте Михаил Леонтович остался сиротой. Его отец, будучи на охоте, нечаянно, по неосторожности, выстрелил в себя. Со смертью отца, семья стала бедствовать. Но это не помешало будущему Святителю получить достойное образование. Он окончил Полтавское приходское училище, а затем Екатеринославскую Духовную семинарию.

По окончании семинарии, Михаил Леонтович был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь он проявил себя «отлично по успехам и в поведении». 13 Августа 1814 года Михаил окончил полный курс академии со степенью магистра, и начальство оставило его при этом же заведении преподавателем греческого языка в первых классах.

Тогда же он ездил к своей матери на родину, в Старые Сенжары. Мать хотела женить сына, и с этою целью возила его в гости к тем семействам, где были невесты. Но Бог, избравший этого человека на особенное служение, устроил так, что они с матерью не заставали соседей, к которым приезжали.

К назначенному сроку, Михаил Леонтович вернулся в Санкт-Петербург, и скоро оттуда написал матери в письме: «Матушка! я нашел себе невесту: Христову Церковь Святую». Получив это известие, мать залилась слезами и долго была неутешна. Мысль видеть своего единственного сына монахом сокрушала ее сердце.

31 Июня 1817 года Михаил Леонтович получил служебное назначение: его перевели инспектором в Киевскую духовную семинарию и профессором церковной истории и греческого языка. Много трудов и беспокойств перенес здесь Михаил, тем более, что, кроме прямых своих обязанностей, он исполнял обязанности ректора Киевских училищ – уездного и приходского. О службе Михаила Леонтовича начальство писало так: «…поведения самого честного, в должности преисправен и всеблагонадежен».

11 Февраля 1820 года, накануне памяти Святителя Мелетия Антиохийскаго, в академической братской обители, пред Литургией, митрополит Киевский Евгений постриг Михаила Леонтовича в монашество и нарек его Мелетием. 22 февраля того же года Киевский святитель рукоположил монаха Мелетия во иеродиакона, а чрез два дня – 24-го февраля – во иеромонаха.

8 Августа 1821 года иеромонах Мелетий был назначен ректором Могилевской духовной семинарии и настоятелем Кутенского Оршанского монастыря.

Прибыв к месту нового служения, отец Мелетий стал посещать классы и заниматься с учениками высшего отделения догматическим и пастырским богословием и археологией. Обладая чистым, мягким и выразительным голосом, отец ректор, при отличном знании своих предметов и умении излагать их живой устной речью, овладел вниманием учеников, и скоро заставил воспитанников полюбить эти предметы. Ученические занятия пошли оживленней и гораздо успешней: даже посредственные и слабые из воспитанников стали охотно и хорошо учиться.

В личных отношениях с учащимися отец ректор всегда был доступен, вежлив, чрезвычайно ласков и добр. В день его Ангела, 12 февраля, двенадцать учеников разных классов отправились поздравить отца ректора и поднесли ему святую икону, хлеб-соль и тетрадь, разрисованную пламенеющими сердцами и исписанную поздравительными стихами и речами. Отец Мелетий принял учеников ласково, благословил каждого и пригласил на вечерний чай.

Любовь к ректору заставляла учеников удерживать друг друга от всего того, что могло оскорбить его. Но при этом отец Мелетий, будучи нравственно строгим к себе, преследовал пороки и в учениках. Так, он исключил из заведения несколько учащихся, но те не могли сказать о нем худого слова. Один из учеников святителя Мелетия по Могилевской семинарии свидетельствовал, что уже в то время его считали святым.

Чрез два года службы в Могилеве, в августе 1823 года архимандрит Мелетий был переведен ректором в Псковскую духовную семинарию. Но он здесь пробыл только несколько месяцев – его снова вернули в Киев и назначили ректором Киевской духовной академии.

Через два года архимандриту Мелетию предложили возглавить Киево-Злато-Верхо-Михайловский монастырь. А в Святейшем Синоде было уже принято решение возвести отца Мелетия в сан епископа. Хиротония состоялась 21 ноября 1826 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Святитель Мелетий переселился в Злато-Верхо-Михайловскую обитель и выписал к себе свою бедствовавшую старушку-мать. Восторгу матери не было конца, когда она видела своего сына, Архиерея, совершавшего богослужение…

Святитель Мелетий занялся поновлением монастыря, постоянно совершал богослужения не только в обители, но и в приходских храмах. Часто видели его дома молящимся вместе со своей матерью.

Владыка постоянно питал свой дух келейной молитвой, частыми и благоговейными богослужениями и постоянным чтением творений Святых отцов, особенно чтением Добротолюбия, сочинениями преподобных Ефрема Сирина, Нила Сорскаго и аввы Дорофея. Находясь всегда в молитвенном настроении, Святитель Мелетий непрестанно творил Иисусову молитву. Однажды он сказал ученикам Киевской духовной семинарии: «Учение – блестящий жемчуг, а добрая нравственность – венец, украшенный драгоценными камнями. Свет наук озаряет ум чистый, благопокорный, а в злохудожную душу не внидет премудрость. Вот пред вами чистое стекло. Видите, сквозь него сияет светлый луч солнца; но если это стекло потускнеет, покроется пылью, нечистотой – тогда и самый солнечный луч чрез него не проникнет».

Среди монахов Злато-Верхо-Михайловской обители Владыка старался поддерживать дух истинного, а не лицемерного иночества. При постриге в монашество, он сказал постриженнику в назидание: «Иноческая жизнь – второе рождение. Будь младенец не умом, а беззлобием и кротостью. Младенец мыслит умом своих родителей, водится их волей, и подвижник Христов – весь во Христе. Ум, чувство, правила – все Христово. Безмолвие – его услаждение, молитва – духовное созерцание, Слово Божие – пища души его, сладчайшая беседа с Богом. Храм – единственное прибежище, ограда обители – предел, далее которого для крестоносца более ничего не существует. Его мир – вечность. Там его сокровище, там его и сердце. С живущими на земле единственная связь – теплая и усердная о них молитва».

Не окончилось еще поновление в Злато-Верхо-Михайловском монастыре, как внезапно последовало новое назначение. 21 апреля 1828 года епископ Мелетий был переведен на самостоятельную кафедру в отдаленную Пермь. Из Киева в Пермь путь лежал через Москву, где преосвященному Мелетию удалось выслушать добрые советы от своего опытного академического наставника, бывшего уже тогда на Московской Первосвятительской кафедре, митрополита Филарета (Дроздова).

В Пермь святитель Мелетий прибыл в июле того же года. Владыка обозрел почти всю епархию, посетил самые отдаленные ее места. Всюду он совершал Божественную литургию.

Раскольничество, издавна свившее себе прочное гнездо в Пермских пределах, приковывало неослабное внимание Святителя. Он везде беседовал с раскольниками и для борьбы с ними организовал работу миссионеров. Владыка  исходатайствовал у Святейшего Синода разрешение – за недостатком лиц с семинарским образованием рукополагать в приходские священники людей домашнего воспитания, но известных своей добропорядочностью, чтобы приходы не оставались без пастырей. Для того, чтобы и эти кандидаты во священство были подготовлены к прохождению своего звания, епископ Мелетий составил «Ставленнический Катехизис», и, при посвящении причетников в стихарь, испытывал их в знании катехизиса.

К духовенству своей епархии и к воспитанникам учебных духовных заведений, Владыка относился строго и заботливо, считая доброе поведение выше всего. Он не находил пользы в дарованиях без доброго поведения. Но подчас Святителю приходилось принимать крутые меры для вразумления особо закосневших в нечестии, и среди народа стала ходить пословица: «Мелетий всех пометил» (т.е. изверг из духовного звания за недопустимые, по его мнению, проступки). Вскоре, однако, пермяки поняли, что суровость Епископа являлась следствием высшей степени требовательности к самому себе. «Любитель истины и благочестия, он не мог мириться с проявлениями нравственной слабости и порочности», – говорит нам житие Святителя.

Он старался увещевать паству при каждом удобном случае. Известно, что сам Владыка имел слабый голос, поэтому нет сведений, чтобы когда-нибудь он говорил церковные проповеди, кроме речи при вступлении на кафедру. Зато в разговорах с мирянами Преосвященный всегда выражал высокие и назидательные мысли, каждому давал совет и наставление применительно к его званию и житейскому положению. Любил преподавать народу Божие благословение. Так, было у него в обычае, когда он совершал службу в своей Крестовой церкви, после завершения ее …встать в пономарских дверях алтаря и отсюда благословлять тех, кто был на богослужении. Сам служил и не скоро, и не протяжно…

Святитель был очень сострадателен бедным: раздавал им все свое жалованье, хотя сам часто нуждался. Если на что и оставлял себе денег, то на приличную своему сану рясу (рясы любил василькового цвета). Владыка был терпелив к оскорблениям, даже со стороны своих подчиненных.

Как носитель святительского сана, он очищал свою совесть частой исповедью: имел обыкновение исповедоваться каждый месяц со слезами и глубоким смирением.

Слух о подвижнике-архипастыре скоро разнесся по всей Пермской земле, так что при объезде Святителем своей епархии, люди выходили к нему на дорогу, падали на колени и молились на Владыку, осенявшего их.

В народной памяти Преосвященный Мелетий остался как строгий аскет, настоящий подвижник благочестия. Известно, что строгость его поста была сравнима с воздержанием древних аскетов. Пищу он принимал лишь раз в два-три дня, при этом не запрещая подавать ему обед. Однако, Владыка вставал из-за стола, не притронувшись к еде – все блюда оставлялись им для служащих.

Ежедневно он придерживался такого правила: одевшись в черную рясу, становился на молитву в 9 часов вечера и совершал молитвословие до 3 часов ночи. Затем четыре часа проводил в отдыхе, потом, если не служил, слушал утреню и раннюю обедню.

Свои подвиги Святитель тщательно скрывал. Сколь они были велики, открыл один случай. Ректор духовной семинарии архимандрит Иоанн (Оболенский) пожаловался в Святейший Синод на бездеятельность святителя. Эта жалоба из Синода была направлена к Преосвященному. Владыка вызвал к себе жалобщика и сказал: «Ты думаешь, что я провожу время в праздности, так посмотри же на то, чего никто из людей здесь не видел». С этими словами Святитель поднял одежду. Архимандрит с ужасом увидел перед собой скелет, обтянутый кожей, страшное исхудание было сокрыто от людей несколькими одеждами. Еще более ужаснуло отца Иоанна то, что на лопатках у преосвященного кожа вовсе слезла и виднелись обнаженные кости. Сразу поняв, что это явление произошло от чрезмерного поста и бесчисленных поклонов, архимандрит уразумел, что он оклеветал великого подвижника, и, пав к ногам его, просил прощения.

«Я тебя от души прощаю, – ответил владыка, – но знай, что за свою клевету ты никогда не удостоишься быть епископом». Это пророчество сбылось. Несмотря на видимую близость епископского сана, ему, однако, не пришлось стать архиереем.

Подвижническую жизнь епископ Мелетий соединял с епархиальной службой: занимаясь делами, никогда не задерживал их ход и часто совершал поездки по епархии.

При преосвященном Мелетии была открыта Епархиальная миссия по обращению раскольников (1828 год), освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Пермском тюремном замке (1829 год), совершена закладка домовой церкви при Александровской больнице (1829 год). Число храмов в Пермской епархии достигло 440.

23 мая 1829 года Епископ Мелетий совершил закладку каменного здания Пермской Духовной семинарии. Под фундамент была положена медная доска с надписью:

«В царствование Государя Императора Николая I заложено сие семинарское и училищное трех-этажное каменное здание Преосвященнейшим Мелетием, Епископом Пермским и кавалером, при ректоре архимандрите Иоанникии и горном архитекторе Свиязеве 1829 года 23 мая, длиною 32 сажени 11 вершков, шириною 10 ½ сажен ».

При владыке Мелетии был достроен один из самых известных символов Перми – колокольня Спасо-Преображенского Кафедрального собора (1831 год).

Преосвященный Мелетий имел отличительную наружность. Был малого роста, черноволосый, имел густые и сросшиеся брови. В Перми сохранились его портреты.

В 1831 году преосвященный Мелетий был возведен в сан архиепископа и переведен на Иркутскую кафедру, а в 1835 году – на Харьковскую.

Скончался он в Харькове 29 февраля / 13 марта 1840 года и был похоронен в Архиерейской усыпальнице Харьковского Покровского мужского монастыря.

Память об архиепископе Мелетии надолго сохранилась в сердцах людей. Его ежедневно поминали в молитвах и просили его молитвенной помощи. Известны многие случаи явлений его во сне и помощи людям. Особую надежду возлагали верующие жители города Харькова на святителя Мелетия в бедственные дни Великой Отечественной войны. Чудесным извещением святой предсказал скорое избавление города от врагов.

В 1948 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского, 11970), гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена в Харьковский Благовещенский кафедральный собор.

21 февраля 1978 года архиепископ Мелетий был прославлен в лике Святителей Русской Православной Церкви. Мощи его до сего дня почивают в Харьковском Благовещенском Кафедральном соборе и являются духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих людей.