19 августа, в праздник Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 18 августа, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил чин освящения плодов нового урожая.
Затем Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с причащением святых Христовых Твин и обратился с проповедью:
— Многим из нас хорошо известен сюжет события, которое мы сегодня молитвенно вспоминаем. Как повествуют евангелисты, Господь взял Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, и, взойдя на гору, помолился, и когда молился, то Преобразился перед учениками Своими. Я хочу обратить ваше внимание на то, что Спаситель не просто взошел на гору и Преобразился, но Преобразился именно во время молитвы. Нам необходимо это очень хорошо запомнить.
Евангелист Матфей сообщает нам, что событие это случилось «По прошествии дней шести» (Мф. 17,1). Что это за временной отрезок, который предшествовал Преображению? Дело в том, что за несколько дней до этого, Господь говорил ученикам о Своих предстоящих страданиях.
Говоря об этом, Спаситель сказал: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (16, 28). То есть Господь возвестил о Царствии Небесном, и, спустя шесть дней, Преобразился на горе, явив нетварный Свет, славу Своего Царствия.
Ученики Христовы, увидев этот Свет, конечно, не могли своими человеческими силами стерпеть это божественное действие. Святые отцы говорят нам, что природа этого Света не физическая, а божественная, нетварная. Потому ученики не могли взирать на него и пали ниц. При этом явились пред ними пророк Моисей и пророк Илия.
Может возникнуть закономерный вопрос: откуда ученики Христовы узнали, что пред ними были именно Моисей и Илия? Ведь никогда апостолы в своей жизни не видели ни их, ни их изображений. Отцы Церкви, в частности святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский пишет, что ученики Господа Духом Святым узрели и узнали, что перед ними ветхозаветные пророки Моисей и Илия. И оба они также были освящены нетварным Светом. И оба они стали свидетелями Преображения Господня.
Господь явил Свою славу ближайшим ученикам для того, чтобы укрепить их перед Своими крестными страданиями. Чтобы, когда придет время, и Он будет оставлен всеми, ученики Его вспомнили это событие и не усомнились в том, что за всем этим они вновь увидят своего Божественного Учителя, Грядущего во Царствии Своем.
Святой апостол Павел в послании к Коринфянам пишет, о Царстве Божием, что: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13,12). Апостолам на горе Фавор Господь лишь приоткрыл славу Царства Божия, чтобы они увидели его настолько, насколько смогли вместить Божественный Свет.
Господь призывает всех людей унаследовать Царство Божие, которое в полноте будет явлено праведникам. Господь приоткрыл его своим ученикам, таким образом указав им путь, которым они пойдут и унаследуют его.
Царство Божие открыто для всех нас. По своей греховности мы не можем его лицезреть, но по милости Божией, иногда и нам, участвующим в Таинствах Церкви, когда мы приобщаемся духовному торжеству и радости, принимаем святые Христовы Таины, приоткрывается этот Свет, мы испытываем неподдельную и неописуемую радость, которая наполняет нашу душу и сердце и нам, подобно апостолам хочется воскликнуть: «Хорошо нам здесь быть» (Мф. 17,4)! Аминь.