Уставные богослужения второго дня Великого поста

Утром 19 марта, во вторник первой семдицы Великого поста, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский молился за уставным богослужением в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

Вечером того же дня Глава Пермской митрополии совершил Великое повечерие с чтением второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Пермском Богоявленском мужском монастыре.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил настоятеля обители архимандрита Стефана (Сексяева), братию и прихожан с началом Великого поста и обратился с проповедью:

— Время поста — время особое и благодатное, но оно так же скоротечно, как скоротечно время земной жизни человека.

Когда человек вступает на поприще святой Четыредесятницы, то на его пути возникают разного рода искушения. Например, человек начинает излишне переживать и волноваться по поводу того, что ему придется воздержаться от определенного рода пищи. В итоге такие рассуждения, способны увести человека далеко от понимания истинного смысла поста. А главный смысл поста заключается не в рассуждении о том, что употреблять в пищу, а в том чтобы принести покаяние Богу в содеянных грехах.

В дни Великого поста Святая Церковь предлагает нам особые молитвы, особые богослужения, которые способствуют тому, чтобы настроить нас на рассуждение о своей душе, чтобы привести нас к покаянию. В тексте Великого покаянного канона, который мы слышим в храме в первые дни поста, перед нами раскрывается глубина грехопадения человека,  его способность измениться и преобразиться.

Но, часто, человек, упуская главную цель поста, совершает определенные ошибки.

Некоторые люди, вступая в дни святой Четыредесятницы, с большим воодушевлением ставят себе цель — избавиться от той или иной греховной привычки или пристрастия, подъять на себя изнуряющую степень воздержания. Подобное рвение порой бывает не по силам, и не только не приносит пользу человеку, но может даже пагубно сказаться на его душевном и физическом состоянии. Человек обессилев, не сможет посещать богослужения и совершать даже домашнюю молитву. В чем будет польза от такого пощения? Чтобы избежать всего этого, вступая в дни Великого поста, необходимо уповать не на себя и не на свои человеческие силы, строя определенные планы, но необходимо уповать на милость и помощь Божии в прохождении спасительного поприща воздержания.

Существует еще одна крайность, которая уводит человека от богоспасаемого и полезного действия поста. Иногда люди, понимая, что приближается время святой Четыредесятницы, приходят в храм чтобы написать записки или попросить священника совершить молитву о том или ином, полагая, что этим действием они уже выполнили все необходимое, и далее от них ничего более не требуется для пользы души. В этом заключается большое заблуждение. Конечно священник сотворит молитву, но где во всем этом будет душевное стремление и участие человека, который не желает самостоятельно трудиться над очищением своей души? Я хочу привести в пример одну из святоотеческих мыслей: «Мы должны помогать Богу спасать наши души». Но, если человек весь свой духовный труд перекладывает на других — на священников, на монахов, которые должны молиться о разрешении его житейской проблемы, то где духовное участие в этом процессе самого человека?

Я обращаю на все это ваше внимание, потому что все эти проблемы возникают, когда человек не правильно понимает смысл и цель Великого поста и это в нашей жизни встречается довольно часто.

В наступившем Великом посту, братья и сестры, вознесем свои молитвы ко Господу и к Божией Матери о том, чтобы Они вразумили нас, укрепили бы нас, подали бы нам разумение истинного понимания поста, подали бы нам покаяние и осознание серьезного отношения к жизни, чтобы мы смогли, проанализировав свои заблуждения и ошибки, сказать на исповеди о том, что действительно является корнем зла в нашей природе, в нашей душе и в нашей жизни. Очень часто нам не хватает умения все это сделать по причине того, что мы не молимся и не стремимся жить подлинной духовной жизнью. Мы лишь рассуждаем и находим оправдания тому, что нам мешает встать на этот путь.

Помолимся ко Господу, чтобы Он укрепил нас, дабы дни Великого поста прошли для нас не бесследно, чтобы в день Светлого Христова Воскресения, когда Святая Церковь будет воздавать хвалу Воскресшему Господу, мы бы ощутили всей полнотой своей души истинную радость. Тогда Великий пост станет верным шагом в деле нашего спасения. Аминь.