В Перми открылся X Свято-Елисаветинский форум «Белый Ангел России»

18 ноября в актовом зале Дворца творчества юных города Перми состоялось открытие X Свято-Елисаветинского форума «Белый Ангел России»: «Профессиональное образование под покровительством Императорского Дома Романовых XIX – начало XX вв.».

Почетными гостями мероприятия стали Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, Митрополит Пермский и Кунгурский; Первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края Леонид Вячеславович Политов; Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова.

В работе форума также приняли участие священнослужители, руководители епархиальных структур, представители власти, воспитанники и педагоги церковной-приходских воскресных школ Пермской епархии и образовательных учреждений Пермского края.

Перед началом тематического мероприятия в фойе Дворца творчества юных состоялось открытие передвижной стендовой выставкой «Российские педагоги и наставники: от Петра I до наших дней», созданной Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом. Выставка рассказывает о традициях воспитания и образования в Императорской семье,о выдающихся педагогах, о школьном образовании советской и постсоветской эпох.

Открывая работу форума, Глава Пермской митрополии сердечно поприветствовал идейного вдохновителя просветительских детско-юношеских чтений — Анну Витальевну Громову и обратился с приветственным словом к участникам и гостям мероприятия:

В этом году наш край праздновал не только 300-летие со дня основания города Перми, но и молитвенно отмечал еще одну важную дату – 105-летие подвига Новомучеников Пермской земли, которые приняли смерть от рук богоборцев в 1918 году. Среди них была и святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, чьё имя вот уже 10 лет носят и проходящие на территории Пермского края детско-юношеские чтения.

В этом наименовании («Свято-Елисаветинский Форум») ярко просматривается одна из восстановленных в наше время традиций – практика предоставлять образовательным мероприятиям и учреждениям право носить имена представителей Российского Императорского Дома. Действительно, многие школы, училища и институты до революции носили имя Августейших Покровителей. В Перми было несколько таких учебных заведений, и именно о них нам расскажут сегодняшние докладчики.

Кроме того, по примеру научной конференции, недавно проходившей в Москве, нынешние чтения посвящены учительскому служению, поскольку 2023 год в нашей стране объявлен годом педагога и наставника. Я хочу обратить ваше внимание на одну из причин, побудивших правительство посвятить целый год профессии учителя. «Миссия года, – читаем мы на официальном сайте Министерства просвещения, – признание особого статуса педагогических работников». Речь идет не только об уровне заработной платы, но в первую очередь о возрождении того почётного положения, которое занимали в обществе преподаватели.

Еще два десятилетия назад не могло пойти и речи о проявлении дерзости или грубости в отношении учителя со стороны учащихся и их родителей, о вступлении в какие-то конфликты, о которых теперь мы, к сожалению, нередко слышим в новостях. Представители более старшего поколения могут рассказать своим детям и внукам о той исключительной роли, которую играли в обществе педагоги школ и преподаватели высших учебных заведений: это были авторитетные и уважаемые люди, и отношение к ним было, можно сказать, благоговейное. Те из нас, кто проходил учение в советские годы, нередко вспоминают своих наставников как самоотверженных, увлечённых, неравнодушных, любящих свое дело людей.

Однако мы должны помнить, что, то благоговейное отношение к педагогам и наставникам, о котором мы только что говорили, было сформировано в русском обществе ещё до революции 1917 года, а качества, перечисленные нами, служили образцом учительского.

Появление профессионального образования в России напрямую связано с представителями Императорского Дома Романовых. Так первым высшим учебным заведением в России стала Славяно-Греко-Латинская Академия, которая была учреждена в 1682 году волеизъявлением царя Феодора III Алексеевича.

В XVIII веке, в эпоху правления императора Петра I Великого, в Москве была открыта первая школа математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная и медицинская школы, в Санкт-Петербурге появляется инженерная школа и морская Академия, открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, появляется первая в России гимназия.

В начале XIX века открываются первые учебные заведения в Прикамье: в 1800 году открывается первое духовное учебное заведение на Урале – Пермская духовная семинария; затем появляются Пермское духовное училище, Соликамское духовное училище, Пермское епархиальное женское училище, Пермская пастырско-миссионерская школы им. Иоанна Кронштадтского и другие.

При императоре Александре I в процессе образования возросла роль попечения о сиротах, которую активно поддержала его супруга императрица Елизавета Алексеевна. В начале XIX века было создано Человеколюбивое общество, которое особо заботилось о призрении и образовании бедных детей, для которых были учреждены Дома воспитания.

В ходе реформ императора Александра II впервые для женщин стало доступным профессиональное обучение. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. В классические гимназии и реальные училища мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены.

В 1863 году были отменены ограничения на прием студентов. В это время значительно возрастает роль попечительских и педагогических советов.

В 1798-1802 годах на средства императрицы Марии Федоровны были основаны женские училища Ордена святой Екатерины.

В 1806 году на средства Марии Федоровны в Павловске открылось первое в России училище для глухонемых детей, которое позже было переведено в Санкт-Петербург. В 1807 году под покровительство императрицы Марии Федоровны перешло военно-сиротское отделение, открыто первое в России «повивальное училище» для подготовки квалифицированных акушерок.

В середине 1880-х годах под непосредственным покровительством Дома Романовых состояло около 350 благотворительных заведений, включая такие, как Общество Красного Креста или Ведомство детских приютов. Наибольший вклад в попечение о детстве на рубеже XIX-XX вв. вносило Ведомство Учреждений Императрицы Марии и Императорское человеколюбивое общество: в пятистах заведениях под покровительством первого находилось свыше 27 000 детей, второму принадлежали 70 учреждений, в которых воспитывалось пять с половиной тысяч детей.

Много нового в дело попечения о сиротах внесли государь император Николай II и его супруга Александра Федоровна. Под покровительством семьи обустраивались по всей России приюты, школы, Дома Трудолюбия, ремесленные и художественные мастерские, больницы. В Таганроге, Севастополе и Новом Петергофе были созданы «приюты-корабли», в которых содержали мальчиков-сирот, подготавливая для службы матросами на кораблях.

Главными принципами образовательных учреждений, действующих под покровительством Императорского Дома, было воспитание детей в духе милосердия и справедливости, с сохранением патриотических традиций Российской Империи.

Образование не мыслилось без воспитания нравственных качеств в человеке. Педагог всегда являлся не только источником получения определенного набора знаний в той или иной отрасли, но всегда был нравственным примером для учащегося. Этот принцип был хорошо известен нашим мудрым предкам. Соединение образовательного и воспитательного начал на протяжении веков являлись неотъемлемой частью традиции образования в нашем государстве. Твердо убежден, что сохранение и продолжение этой традиции является важной задачей каждого педагога и сегодня. Без воспитательного компонента в образовании невозможно представить благополучное будущее нашего Отечества, которое должны составлять развитые в интеллектуальном, духовно-нравственном, творческом и профессиональном направлении личности.

Желаю всем участникам форума помощи Божией и плодотворной работы.

Первый заместитель руководителя Администрации губернатора Пермского края Леонид Вячеславович Политов зачитал приветствие губернатора Пермского края Дмитрия Николаевича Махонина, адресованное участникам просветительского мероприятия, в котором Глава региона отметил:

Замечательной традицией стало ежегодное проведение в городе Перми Свято-Елисаветинских чтений «Белый Ангел России», посвященных представительнице Российского Императорского Дома Романовых, выдающейся подвижнице Великой Княгине Елизавете Федоровне. Форум органично дополняет другие ежегодные мероприятия, которые проходят в Перми: это и научная конференция истории Императорского Дома Романовых, и всероссийская благотворительная акция «Белый цветок», которая в 2023 году ппошла уже в десятый раз. Хочу выразить вам признательность за поддержку в организации данных мероприятий.

Нынешние юбилейные чтения посвящены важной теме профессионального образования под покровительством Императорского Дома Романовых XX — начала XX веков, которые затрагивают историю целого ряда заведений Пермского края, например Алексеевского реального училища города Перми (сегодня это Авиационных техникум), среди воспитанников которого маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников, авиаконструктор Аркадий Дмитриевич Швецов и многие другие выдающиеся пермяки.

Уверен, что внимание к истории учебных заведений станет важной основой для профессиональной ориентации участников чтений в дальнейшей работе по изучению истории родного края. Желаю всем участникам форума интересной и плодотворной работы.

Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», кандидат исторических наук Анна Витальевна Громова в своем приветственном слове отметила тот факт, что детско-юношеские Свято-Елисаветинские чтения «Белый Ангел России», ежегодно проводимые в Пермском крае не имеют аналогов в России. В своем выступлении Анна Витальевна рассказала об основных принципах образования в благотворительных учреждениях под покровительством Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгине Елизавете Федоровне, среди которых были милосердие, попечение о самых бедных детях, забота о том, чтобы каждый ребенок Российской Империи, вне зависимости от своего положения, мог получил начальное образование, котороебы способствовало его будущему существованию в обществе.

В завершение своего выступления, Анна Витальевна тепло поблагодарила Первого заместителя руководителя Администрации губернатора Пермского края Леонида Вячеславовича Политова за постоянную готовность и содействие в оказании всесторонней помощи по организации проведения в Прикамье ежегодных Романовских и Свято-Елисаветинских чтений и преподнесла ему в дар образ, с изображением святые православных воинов.

После приветственной части мероприятия состоялась церемония награждения. Из рук почетных гостей Архиерейские грамоты и благодарственные письма Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества получили педагоги церковной-приходских и светских образовательных учреждений Пермского края, особо потрудившихся в деле духовно-нравственного просвещения детей и молодежи.

В тематической части пленарного заседания приняли участие воспитанники церковно-приходских школ Пермской епархии и общеобразовательных учреждений Пермского края, Пермской православной классической гимназии, церковно-приходских школ Пермской епархии, Пермского Суворовского военного училища, Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса А.В. Суворова.

Доклады юных выступающих были посвящены истории развития учебных заведений Прикамья конц а XIX — начала XX веков.

С обзорным содержательным докладом, посвященным образованию и воспитание на Пермской земле, выступила заместитель руководителя отдела церковно-приходских школ Пермской епархии кандидат педагогических наук Людмила Анатольевна Рябова.

Завершилось мероприятие торжественным вручением дипломов участникам форума.