«Чтобы унаследовать жизнь вечную, необходимо правильно распорядиться временем земной жизни»

5 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 4 ноября, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Сегодня за богослужением мы слышали знакомое многим из нас евангельское повествование О богаче и Лазаре. В течение года это повествование неоднократно читается за Божественной литургией. Что Господь хочет сказать каждому из нас, через эту притчу? У евангельского богача было все, что он хотел, все земные удовольствия. Он, как описывает евангелист Лука: «Каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16;19), в то время, как у его ворот в струпьях лежал нищий Лазарь.

Слушая этот рассказ, мы можем в себе рассудить так: в отличие от меня, у богача было много всего и он конечно мог оказать помощь Лазарю и еще много кому, кто в этой помощи нуждался. Но, у нас нет такого богатства, чтобы мы помогали другим и раздавали от избытка своего. Мы не устраиваем каждодневные пиршества. Подобным рассуждением мы пытаемся себя оправдать и облегчить свою ответственность перед Богом.

Если же мы более глубоко задумаемся о смысле данной притчи и внимательно отнесемся к пониманию ее текста, то заметим, очень важные нюансы, которые, быть может, на первый взгляд ускользают от нашего внимания. В притче сказано, что богач не радовался, а именно веселился, то есть это было безрассудительное времяпрепровождение. Не сказано, что богач не разделял радость с кем-то, но он беспечно тратил свое время и свои средства. Он не думал ни о конце своей жизни, ни о ее смысле, не думал о своем предназначении в этом мире. Тем более ему было не до нищего Лазаря, который лежал где-то у ворот его дома.

В этом, на мой взгляд, заключается главный смысл данной притчи. Хотя никто из нас не устраивает каждодневных пышных пиров, но беспечность и легковесное отношение к своей  жизни, если мы глубоко задумаемся, часто имеет место быть.  Часто ли мы по-настоящему размышляем о кончине своей жизни? Мы рассуждаем: конечно, мы все умрем, но это будет еще ни сегодня, ни завтра, а когда-то потом. Эта беспечность, братья и сестры, очень часто посещает нас. А Господь, предлагая нам притчу О богаче и Лазаре, заставляет нас подумать о нечто ином: «Имеющий уши слышать, да услышит» (Мф. 13;9), — говорит Господь.

Никто не знает, сколько лет своей жизни богач провел в непрерывном пиршестве. Он не думал о том, что рано или поздно этот образ жизни внезапно прервется. Думаем ли мы, братья и сестры, о том, что и время нашего беспечного отношения к жизни однажды может неожиданно для каждого из нас завершится? Пусть каждый из нас сам себе ответит на этот вопрос. Если мы будем жить с утра до вечера, в ежедневных заботах, которые все больше и больше погружают нас в суету мира сего, если мы не будем углублять свое внимание в понимание смысла своей жизни, не заботясь о том, чтобы глубоко ее проанализировать, сопоставить со словами Святого Евангелия, то к чему все это нас приведет в конечном итоге?

Когда богач попал во ад, то обратился к Аврааму, со словами, чтобы Лазарь явился в дом братьев его и засвидетельствовал перед ними, чтобы они не пришли в то же место мучения. На это Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16;29).

То есть, для нас с вами, братья и сестры,  есть все, чтобы мы, следовали путем, который избавит нас от вечного мучения. Мы имеем Священное Писание, Таинства Святой Церкви, заповеди Божии. Нам нечем будет оправдаться перед Богом, если мы в своей жизни не воспользуемся всеми этими средствами, ведущими нас к жизни вечной. Это еще раз свидетельствует о глубине и серьезности содержания данной притчи.

Богач унаследовал ад и мучения вовсе не потому, что был богат. Среди людей прославленных Церковью очень много людей состоятельных. Сам Авраам, с которым беседовал богач был далеко не бедным человеком. Но, все они, вопреки жизненному выбору евангельского богача думали о смысле своего существования, думали о кончине своей и разделяли радость того, что Господь им даровал со своими ближними. Они унаследовали жизнь вечную, потому что правильно распорядились своим временем земной жизни.

Об этом, братья и сестры, нам надо задуматься, когда мы слышим, казалось бы, многим из нас знакомую притчу О богаче и Лазаре, которая звучала сегодня за богослужением. Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы серьезно и вдумчиво относились ко всему, что слышим я в храме Божием. Оно не должно стать для нас поверхностным и скоро проходящим. Приходя на богослужения, мы должны заставлять свой разум и свою душу трудиться. Тогда слова Священного Писания и текст богослужения будут проникать в наш разум, в наши души, в наши сердца, тогда будут возрастать в нас  чувства христианской любви, милосердия и сострадания. Аминь.