19 августа, в день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 18 августа, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил Чин освящения плодов нового урожая, а затем сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Празднуемое сегодня событие, братья и сестры, всем нам хорошо известно. Евангелисты сообщают нам, что незадолго до Своих крестных страданий, Господь, взяв учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору, чтобы помолиться. И когда Он молился, то преобразился пред Ученики Своими так, что они не могли взирать на своего Божественного Учителя, потому что лицо Его сияло, как солнце и одежды Его излучали Свет, на который смотреть было невозможно. При этом апостолы испытали особое состояние, особую благодать, которая побудила апостола Петра, человека энергичного и экспансивного, сказать: «хорошо нам здесь быть» (Лк. 9;33). Испытывая состояние чрезвычайной благодати, апостол предложил построить три кущи — Господу, пророками Моисею и Илие, которые явились в момент Преображения. Евангелист добавляет, что говоря это, апостол Пётр сам «не зная, что говорил» (Лк.9;33), то есть не до конца понимал происходящее.
Во время Своей земной жизни, Господь Иисус Христос никогда не стремился к тому, чтобы явить людям Свое Божество ради славы. Он проявлял Свою Божественную силу только исцеляя больных, воскрешая мертвых, оказывая помощь нуждающимся. Евангелисты рассказывают лишь о нескольких случаях, подобных проблескам солнечных лучей, когда Спаситель являл Свое Божественное происхождение. Одним из таких случаев и является событие Преображения, в котором Господь явился во славе Отца Своего, когда лицо Его сияло и одежда блистала, излучая нетварный, невещественный Свет. Но, о Своем Преображении на горе Фавор, Господь запретил ученикам говорить до того времени, пока Он не воскреснет, чтобы слава Его не соблазнила никого. И когда, Иисус Христос с учениками спустился с горы, то они вновь оказались перед лицом обыденной жизни, где были скорби, болезни и испытания…
Какое отношение, братья и сестры, событие Преображения Господня имеет к нам с вами? Само название праздника должно заставить нас задуматься о том, что такое Преображение. Господь Иисус Христос преобразился перед учениками, явив Свою славу, укрепляя их веру перед грядущими страданиями, чтобы они с твердой верой и упованием в дальнейшем благовествовали слово Истины и это благовествование достигло и нас, просветило и нашу жизнь.
Братья и сестры, я хочу обратить ваше внимание на то, что по слову евангелист, Господь Преобразился в момент молитвы. Значит и мы с вами, совершая молитву, исходящую от сердца, от души — преображаемся. Конечно, наше преображение не предполагает внешнего сияния, нам это недоступно, но оно должно выражаться в исправлении нашей жизни, в изменении наших мыслей, которые мы должны очищать посредством молитвы. Если мы будем прибегать ко Господу с прошениями, с чистым сердцем, с желанием преобразить свою душу, свою жизнь, свои дела, то Господь непременно поможет нам в этом.
Если мы обратимся к примеру покаяния благоразумного разбойника, распятого на кресте, то не увидим его в сиянии славы, но при этом мы знаем, что он сумел испытать преображение своей жизни, принеся чистосердечное покаяние Богу с осознание своей греховности, исповедуя, что наказание он терпит справедливо, по достоинству своих дел. Благоразумный разбойник обратился ко Господу и Он помиловал кающегося, сказав ему: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23;43).
В этот праздничный день, братья и сестры, когда мы по древней церковной традиции освещаем плоды нового урожая, будет помнить прежде всего о том, что мы должны, вознося сердечные молитвы ко Господу, преображать свою жизнь, стремиться к тому, чтобы преображать и свои дела. Господь являет нам пример того, что молитва способна преобразить нас и наши мысли. Аминь.