В Пермской духовной семинарии начала свою работу Межрегиональная научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность». В пленарном заседании форума принял участие Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, ректор высшего духовного учебного заведения Прикамья.
Традиционно, конференция начала свою работу в актовый день семинарии, 24 ноября. В этом году мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогике в России.
В пленарном заседании приняли участие ученые, преподаватели российских ВУЗов, священнослужители, преподаватели и учащиеся Пермской семинарии.
Открывая работу конференции, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский обратился с приветственным словом:
— Всечестные отцы, уважаемые преподаватели и студенты, дорогие братья и сестры!
Приветствую всех участников межрегиональной научно-богословской конференции «Духовное пространство России: история и современность», традиционно проводимой в актовый день Пермской духовной семинарии, которой сегодня исполняется 222 года. Сердечно поздравляю преподавателей, всех сотрудников, студентов и выпускников нашего старейшего учебного заведения на Урале с этим знаменательным днём!
Конференция проходит в преддверии 200-летия со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского и поэтому посвящена его трудам, как основоположника научной педагогики в России.
Примечательно и то, что наступающий год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации объявлен годом педагога и наставника. В связи с этим следует подчеркнуть, что в христианской православной педагогике, в соответствии со святоотеческой традицией, учительству и наставничеству отводится особое место. Именно учительство и наставничество являются неотъемлемыми составляющими пастырского служения, на приуготовление которому нацелен весь учебно-воспитательный процесс в духовном образовательном учебном заведении. Не случайно К.Д. Ушинский важное место в системе воспитания отводил священнослужителям, которые должны «умственно и нравственно возвышать людей».
Этими обстоятельствами определяется особая актуальность темы нашей конференции не только для профессорско-преподавательской корпорации, но и для учащихся прежде всего духовных учебных заведений.
Константина Дмитриевича Ушинского, педагогическое наследие которого трудно переоценить, в научном сообществе уважительно называют «учителем учителей». В предложенной им научной педагогической концепции он соединил последние достижения науки в области дидактики со святоотеческими принципами православной педагогики с учётом исторических, нравственных, культурных особенностей русского народа.
Одним из главных аспектов педагогической системы К.Д. Ушинского является духовно-нравственное воспитание, основой которого стала православная вера. Цель этой системы Константин Дмитриевич определял как воспитание совершенного человека, идеал которого раскрывается во Христе.
Каждый гражданин рождён для высшего совершенства… Этот идеал – Христос», — пишет Ушинский в своём труде «Педагогическая антропология».
Причём, в педагогических исследованиях К.Д. Ушинского доминировали не умозрительные построения, а проверенный историей святоотеческий опыт, который он осмыслял действенно, раскрывая тайны души человеческой, непосредственно наблюдая за собственной душой. При этом замечал, что «на основании этих-то воспоминаний душой своей истории человек полагает возможным действовать на душу другого человека и избирает для этого именно те средства, действительность которых испробовал на самом себе». Это возможно лишь для педагога, обладающего истинным христианским смирением и самосознанием, которые Константин Дмитриевич считал важнейшими педагогическими качествами, в которых он справедливо усматривал главный источник творчества.
Педагогическое мастерство Ушинский рассматривал превыше науки отводя ему место искусства, которое, по его мнению, относится к сфере духа и разума человека. «Наука, — пишет он, — только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества».
Перспективы строительства народного образования в России К.Д. Ушинский видел в гармонизации воспитательных возможностей и средств православия и образования, которые станут эффективными только в том случае, если будут осуществляться совместно Церковью и школой.
Мы понимаем, что сегодня это содействие является той основой, без которой невозможно представить и реализовать на деле нравственное воспитание подрастающего поколения, особенно это касается тех молодых людей, которые проходят образование в светских школах. Слова «духовность» и «нравственность» сегодня забыты учебным сообществом. Они вычеркнуты из всех образовательных программ, не употребляются в обиходе педагогов. По этой причине сегодня мы наблюдаем такие явления, как «школьные стрелки», физическое притеснение одноклассников и т. д. Все это является результатом бездуховности и безнравственности воспитания.
В настоящее время, когда образовательная система современной России претерпевает изменения, определяя свою наиболее продуктивную модель, уроки выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского приобретают особую актуальность, так как обращены не к прошлому, а к будущему российского образования.
В связи с этим, совершенно необходимо продолжение тесного сотрудничества представителей Церкви, светского образования и науки. Опыт, накопленный уже в новейший период российской действительности, свидетельствует, что только совместными усилиями мы можем внести реальный вклад в обновление и качественное улучшение образовательной системы. Лишь мудрая и ответственная политика в сфере просвещения позволит вырастить достойную смену нашему поколению и определить мировоззренческую позицию всего российского общества в самом ближайшем будущем.
Поэтому, не случайно тема нашей научно-богословской конференции привлекла внимание педагогов, учёных из различных уголков нашей страны.
Надеюсь, что ваш опыт по осуществлению воспитания молодого поколения в соответствии с традиционными для нашего народа историческими и культурными ценностями, послужит развитию и укреплению системы образования, призванной давать не только сумму определенных знаний, но и формировать в человеке важнейшие нравственные качества.
Призываю благословение Божие на вас и желаю плодотворной работы на открывающейся сегодня конференции.
Работа конференции продолжилась выступлением Светланы Ивановны Дорошенко, доктора педагогических наук, доцента, профессора ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», преподавателя Владимирской Свято-Феофановской Духовной семинарии, которое ыбло посвящено деятельности К. Д. Ушинского, как народного педагога.
Михаил Всеволодович Ковшов, кандидат богословия, доцент, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, Перервинской духовной семинарии рассказал о проблемах духовного образования и богословской науки в современной России и перспективах их разрешения. Михаил Всеволодович отметил, что сегодня в духовных школах стоят вопросы стратегического развития духовных образовательных организаций, кадрового резерва и проблема влияния западного богословия.
Представитель Общины святого Эгидия в России кандидат исторических наук Алессандро Салаконе в режиме онлайн выступил с докладом «Память новомучеников, как педагогическое предложение для воспитания молодежи». Итальянский спикер отметил, что пример новомучеников является прекрасным источником образа поведения для современной молодежи, а также призвал смотря на опыт новомучеников и исповедников, оценивать свою жизнь не через призму временной жизни, которая предлагает человеку лишь «узкую перспективу» видения своего места в жизни, но распоряжаться своей жизнью, имея перед собой видение будущего Церкви, своего государства, когда человек приобретает перспективу своей жизни и для вечности.
Священник Алексей Никитин, преподаватель Пермской духовной семинарии. выступил с докладом «Нравственные требования системы воспитания К.Д. Ушинского». Отец Алексей отметил, что в совей деятельности и трудах Константин Дмитриевич твердо отстаивал две позиции: нравственную педагогику и самобытность русской национальной идеи.
Протоиерей Александр Толокнов, благочинный Первого городского и Успенского округов, настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного города Перми в своем докладе «К.Д. Ушинский и Русская национальная школа» рассказал о том, что в последние годы идеи Константина Дмитриевича часто подвергались искажению в силу того, что он выступал против либеральных ценностей и свободы нравственных принципов. Отец Александр также отметил, что на формирование педагогической системы К.Д. Ушинского оказала его длительная поездка на Запад, во время которой он изучал опыт других стран в процессе воспитания детей. Это послужило причиной разработки своей собственной педагогической системы с учетом национальных традиционных особенностей. По мнению К.Д. Ушинского механическое перенесение системы воспитания, успешно применяемой в какой-либо стране на другую национальную традицию не будет иметь нравственного эффекта. В каждой стране сформирован свой идеал, к которому необходимо стремиться. Отличительные черты нравственности русского человека являются соборность, патриотизм, религиозность, отзывчивость и т.д.
Заведующая регентским отделением Пермской духовной семинарии кандидат искусствоведения Ольга Викторовна Ануфриева рассказала о истории и становлении регентского образования в Пермской епархии со дня основания регентской школы в Перми.
С докладом «Образование: на пути к высшему синтезу» выступил Анатолий Владимирович Жохов, кандидат философских наук, доцент, преподаватель Пермской духовной семинарии, который рассказал о идеях философа и религиозного мыслителя Алексея Фёдоровича Лосева.
В заключение пленарного заседания состоялся небольшой концерт с участием хоров регентского и пастырского отделений семинарии.
Межрегиональная научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность» продолжит свою работу до конца ноября. Подробная программа конференции размещена на сайте Пермской духовной семинарии www.permseminaria.ru.