Пленарное заседание XVII-х краевых Феофановских образовательных чтений

10 декабря в органном концертном зале Пермской краевой филармонии состоялось пленарное заседание XVII-х краевых Феофановских образовательных чтений: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Почетным участником мероприятия стал Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский.

В работе пленарного заседания приняли участие представители краевой и городской власти, педагоги, священнослужители Пермской и Кудымкарской епархий Русской Православной Церкви, общественные деятели Перми.

Открывая работу образовательного форума, к его участникам с приветственным словом обратился Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский:

«Уважаемые участники конференции, уважаемые представители краевой и городской администраций, отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на пленарном заседании XVII Феофановских образовательных чтений, региональном этапе Международных Рождественских чтений, посвященных актуальной теме: «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Сегодняшняя конференция посвящена юбилею Петра Великого, Императора Всероссийского, сам титул которого говорит о том, что он оставил в истории нашего Отечества незаурядный, из ряда вон выходящий след.

Без сомнения, Пётр I, названный Великим, заслужил благодарную память потомков. Российская армия и флот, северная столица, славные победы в Северной войне, выход к морям, развитие российской науки – вот что подарил Пётр I России. Все славные дела императора говорят о его горячей любви к своему Отечеству.

Известно, что сам император не стеснялся браться за топор, когда строил флот, сам разделял с солдатами и матросами тяготы и лишения военной службы, сам учился и заставлял учиться всех, искал и призывал к деятельности специалистов разных наук, в том числе приглашая их из-за рубежа. Эпоха Петра породила целую плеяду незаурядных личностей, оставивших след в истории нашего государства. Стали массово строиться новые заводы, фабрики, проводилась разработка и добыча полезных ископаемых. Именно при Петре I было заложено основание нашего города. При его жизни только на Урале появились три десятка горных и оружейных заводов: сегодня Урал по-прежнему остается крупнейшим промышленным центром нашего Отечества.

Император Петр Алексеевич без сомнения был человеком религиозным. Русский общественный деятель Лев Тихомиров говорил, что «несмотря на кощунственные пародии церковной иерархии с «князем папой» во главе – он без сомнения верил в Бога и в Иисуса Христа, Спасителя». Петр глубоко уважал, ценил и слушался советов святителя Митрофана Воронежского. Когда старец-епископ преставился, Пётр сам нёс его гроб до места погребения, плакал и говорил – «не осталось у меня другого такого святого старца». Пётр I торжественно перенёс в новую столицу мощи святого благоверного князя Александра Невского в новый монастырь – Александро-Невскую лавру. Князь Александр Невский был для императора примером жертвенного служения Богу и Отечеству. Когда Петр посещал Соловецкий монастырь, то вел себя как простой паломник, даже пел на клиросе вместе с братским церковным хором.

Сегодня, в XXI веке, по прошествии трех веков, мы можем говорить и о некоторых негативных последствиях правления Петра, хотя, видимо, для самого императора это не было очевидным. Думается, что нет ни одной великой фигуры в мировой истории, оценка которой была бы совершенно однозначной, а тем более о такой фигуре, как император Петр I.

При Петре I Россия стала империей, была установлена абсолютная монархия. «Оба меча» – светский и духовный – оказались в руках верховного правителя России, и при этом произошло подчинение духовного меча светскому, имперскому. Церковь, лишенная Патриаршества, возглавляемая Святейшим Правительствующим Синодом, попала в строго подчиненную зависимость от светской власти. Она стала одной из частей государственного механизма. Новый законодательный акт – «Духовный Регламент» в течение 200 лет определил отношения между Церковью и государством. «Духовный Регламент» составлял никто иной, как архиепископ Феофан (Прокопович), поэтому Петр I, ориентировавшийся на своих ближайших помощников, принял этот документ.

Петр, по словам Пушкина, «прорубил окно в Европу», но в то же время старательно закрывал дверь в русское прошлое. Сегодня сказали бы, что он осуществлял в России западноевропейский проект. Смена календаря, новая столица, новый государственный и общественный быт, новый тип поведения, скопированные с Запада, – все эти грандиозные изменения, построения «на европейский лад» должны были глубоко прорасти в русское сознание. Однако тот же Пушкин обращается к своим современникам с такими словами: «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история её требует другой мысли, другой формулы».

Историки утверждают, что в петровскую эпоху начинается роковой для судеб государства раскол единого русского культурного пространства, раскол между высшим слоем общества и простым народом, который традиционно хранил верность заветам предков. Аристократическая элита, развернувшись лицом к Западу, утратила верное представление о своей стране, о её истории, нравах, следовательно, и о её реальной жизни. Этот раскол, это разделение народа, так и остались непреодолимыми вплоть до 1917 года.

Еще раз подчеркну, что позитивный смысл государственной работы Петра I огромен. Но нам, живущим в XXI веке важно оценить плоды, плюсы и минусы петровской эпохи, поскольку они, так или иначе, отражаются и в сегодняшней жизни России. Думается, что в ходе нынешних Чтений прозвучат взвешенные выводы и мнения на эту актуальную тему нашей отечественной истории.

Я хочу надеяться, что мы затронем и необычайно важную тему духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Я хочу сердечно поблагодарить всех, кто сегодня участвует в работе конференции и тех, кто искренне заботится о духовно-нравственном воспитании детей и юношества, проживающих на Пермской земле. Благодарю за внимание!».

Приветственное слово от имени и. о. руководителя администрации губернатора Пермского края Александра Николаевича Смертина зачитал начальник отдела национальных и религиозных отношений Департамента внутренней политики администрации губернатора Пермского края Павел Федорович Сироткин.

В своем слове Александр Николаевич отметил:

«Выстроенная Петром I система государственного управления была бы не полной без участия в ней Русской Православной Церкви, без ее практической помощи в духовном окормлении всех государственных начинаний, в формировании высоконравственного жителя государства Российского.

Историческое и духовное единство народов и объединяющие нас моральные ценности — это такой же достоверный факт государственного строительства, как его политическая и экономическая составляющие.

Убежден, что диалог Церкви, общества и государства в рамках проводимых краевых Феофановских образовательных чтений станет важным вкладом в сохранение исторической памяти и укрепления единства и понимания ключевых событий отечественной истории.

Хочу отметить особую роль Пермской митрополии Русской Православной Церкви, которая действительно является моральным оплотом сохранения отечественных, исторических и духовных традиций и ценностей».

Приветственное слово Главы города Перми Алексея Николаевича Демкина зачитал и.о. заместителя главы администрации города Перми Андрей Анатольевич Падучев.

Приветственное слово Министра образования и науки Пермского края Раисы Алексеевны Кассиной зачитала начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Пермского края Елена Ивановна Павлова.

В рамках пленарного заседания состоялось награждение за личный вклад в просветительскую и образовательную деятельность епархии, а также награждение победителей регионального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Особо отличившиеся педагоги Пермского края и победители детского творческого конкурса получили Архиерейские грамоты, благодарственные письма из рук Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского.

Работа мероприятия продолжилось рядом выступлений.

С докладом «Реформы Петра I и духовное образование: основные уроки» выступил проректор Пермской духовной семинарии, кандидат социологических наук Николай Александрович Гоголин. В своем докладе Николай Александрович рассказал об особенностях духовного образования в Пермской духовной семинарии на заре ее становления, о влиянии западных тенденций, присутствующих в богословском образовании эпохи императора Петра I.

Понятиям «религиозность» и «светскость» в культуре, науке и образовании, был посвящен доклад гостя Феофановских образовательных чтений кандидата педагогических наук, магистра богословия, преподавателя Белгородской Духовной семинарии, соавтора учебников «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур» (г. Сент-Пол, США) Олега Владиславовича Воскресенского.

С докладом «Рождение Перми. Василий Никитич Татищев» выступила директор МАОУ «СОШ № 2 им. В. Н. Татищева с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» города Перми Валентина Леонидовна Красносельских.

Завершилось мероприятие награждением учителей – победителей VIII Краевого конкурса профессионального мастерства педагогов, реализующих программы духовно-нравственной направленности «Со-бытие» и Краевого конкурса методических разработок «Открываем Достоевского».