Неделя 20-я по Пятидесятнице

30 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в храмах за богослужением звучат слова евангельского повествования, в котором Господь Иисус Христос рассказывает Своим ученикам притчу О сеятеле. Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский в своей проповеди, посвященной данной притче отметил:

— Сюжет притчи, которую мы слышали сегодня за богослужением, завершается словами Господа: «Кто имеет уши слышать да слышит!» (Лк. 8; 15). Эти слова обращены ко всем нам и обязывают нас к тому, чтобы мы – находимся ли в храме Божием, пребываем ли за богослужением или в домашней молитве – не только слушали слова Священного Писания, но и воспринимали их таким образом, чтобы сохранить их в своем сердце. Иначе все наши старания в духовной жизни теряют смысл.

Притча о сеятеле, которую многие из нас хорошо знают, повествует о том, каким образом человек воспринимает слово Божие в своей жизни. Услышав эту притчу или любой другой сюжет Священного Писания, мы часто утешаем себя мыслью о том, что прекрасно знаем смысл изложенного. При этом в своем сердце, в своей душе мы можем не сохранять духовной памяти о прочитанном или услышанном, которая так необходима для духовного возрастания. Как ни прискорбно это сознавать, братья и сестры, но такое происходит даже с теми людьми, которые много лет посещают храм Божий, при этом так и оставаясь у порога духовного развития. Такой человек подобен зерну, которое упало на каменистую почву и не приносит плода. В чем же заключается результат воздействия услышанного слова Божия для этого человека? Где результат его молитвы, церковной и частной? Что смог исправить в своей духовной жизни этот человек? Как это ни прискорбно, но такое явление имеет место быть даже с теми, кто много лет посещает храм Божий. Не напрасно Господь, обращаясь к нам через слова Евангелия, говорит: «Кто имеет уши слышать да слышит!» (Лк. 8; 15). Необходимо, чтобы слово Божие не прошло мимо нашего сердца, чтобы оно, воспринятое нами, не стало подобно зерну, которое упало на каменистое или засушливое место нашей души, где оно погибнет или будет лежать, не способное прорасти и принести духовный плод. Об этом мы должны рассуждать, слушая сегодня в храме предложенное нам Святой Церковью евангельское повествование.

Если мы внимательно наблюдаем за собой и своей жизнью, то заметим, что порой мы являем собой те преграды, которые описаны в притче и не дают взойти зерну духовного плода. Это и окаменелое чувство в нашей душе, и безразличие, и отсутствие внимания к событиям, происходящим в нашей жизни. Сконцентрировав внимание на чем-то второстепенном, мы не можем воспринять слово Божие, которое проходит мимо нас, практически не оставаясь в нашем сердце, в нашей душе, а стало быть, мы в своей жизни не имеем и духовного роста.

Почему в качестве примера духовного возрастания Господь в притче о сеятеле приводит именно зерно? Потому что оно имеет свойство расти, изменяться и таким образом приносит плод. Стало быть, если зерно слова Божия не прорастает в нашей душе, то оно не принесет плода и спустя много лет, и в нашей духовной жизни может ничего не измениться. Это очень опасная тенденция, братья и сестры, потому что в нас после каждой встречи в храме Божием с Евангелием, с Божественной литургией должно быть духовное движение, которое сдвинет с места камни нашей души и даст возможность взойти зерну нашего духовного роста. Тогда наше пребывание в храме не останется напрасным.

Мы, православные христиане, часто оказываемся не в состоянии донести до других людей смысл своей веры, не в состоянии убедить их в ее правоте и в необходимости посещать храм Божий лишь по той причине, что наша духовная жизнь имеет, как сказано в притче, каменистую почву, не давая прорасти духовному зерну. Чем, в таком случае, мы можем поделиться с людьми, которые еще не ведают Бога? Это весьма печально и плачевно. Мы должны обратить на это внимание и попытаться исправить данную ситуацию. Если мы читаем или произносим молитву ко Господу, то она должна проникнуть в наше сознание, в наш ум, в наше сердце и душу. Слово Божие должно пронзить все наше естество. Мы должны иметь силы, разум и волю возвращать себя к тому, к чему мы призваны, и при необходимости понуждать себя прочитать слова молитвы – может быть, два или три раза – таким образом, чтобы они затронули наше сердце, нашу душу, наши мысли. В то время, когда мы возносим молитву, мы не должны помышлять ни о каких-либо второстепенных вещах, должны изжить все лишнее из своего разума.

Как будет прискорбно, если мы, стоя на Страшном Суде, не подготовим себя к этому важнейшему моменту должным образом! Уходят дни, годы, уходят наши физические силы, а с ними и наша способность молиться… Уходит время, а мы не пользуемся им как должно… Когда придет время Страшного Суда и нам нужно будет дать ответ Господу за свою жизнь, тогда будет поздно что-либо менять в своей жизни и в душе. Может быть, многие из нас в тот момент вспомнят о том, как часто они рассеянно стояли в храме Божием и думали о чем-то земном – в то время, когда Святая Церковь призывала верных подумать о Страшном Суде и о том ответе, который каждый из них даст за свои дела, за свою жизнь, за свои грехи, за свое нежелание молиться… Может быть, тогда нашем сознании мелькнет очень запоздалая мысль о том, что упущено время нашей жизни…

Братья и сестры, будем чаще думать об этом и о том, какова почва нашей души, на которую падает семя слова Божия, и тогда, может быть, мы поймем, что молитва есть великая сила в нашей жизни.

В сегодняшнем апостольском послании читался замечательный отрывок, повествующий о моменте, когда апостол Павел услышал слово Божие и последовал за Господом, навсегда, до самой смерти, оставаясь верным Богу, возрастая от Савла гонителя до просветителя и апостола язычников Павла. Это пример исполнения того, что зерно упавшее на добрую почву приносит плод во множество раз превышающий посеянное.

Будем молиться Господу и просить Его о том, чтобы Он умудрил нас и дал нам внимание в молитве, чтобы мы не только слушали слово Божие, но и были способны услышать его, внимали ему всем своим сердцем и всей своей душой. И тогда молитва наша станет исцеляющим бальзамом для каждого из нас, той движущей силой, которая хотя бы немного сдвинет нас с мертвой точки духовного окаменения, и мы увидим изъяны своей жизни. Божией милостью мы исправим ее, и тогда Господь примет нас, кающихся. Аминь.