«Апостол Фома предпринял труд для утверждения своей веры»

1 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Завершилась Светлая седмица, время, когда мы в едином торжестве со Святой Церковью прославляли Воскресшего из мёртвых Христа Жизнодавца.

Во время Светлой седмицы мы пребываем в некотором возвышенном, радостном состоянии по причине того, что ликует вся Церковь, в храмах совершают торжественные, яркие богослужения. Но, по прошествии Светлой седмицы, когда мы празднуем память апостола Фомы, Церковь Христова предлагает нам вновь задуматься о своей душе, о своей вере. На самом ли деле мы воспевали и воспеваем Воскресшего Христа по велению своей веры и своей души или мы просто следуем тому, что происходит вокруг нас.

Присовокупляем ли мы свою радость к общему торжеству или мы лишь потребляем радость Церкви Божией? Вот об этом нас Святая Церковь призывает сегодня задуматься.

Сегодня мы совершаем память апостола Фомы, ученика Христова, которого в народе часто называют «неверующим». Это наименование уже стало нарицательным и глубоко проникло в сознание людей. Но, этот стереотип совершенно неверен. Пока человек не приложить умственного труда, он вряд ли сможет это самостоятельно понять. Он так и будет ассоциировать апостола Фому с неверующим человеком.

Когда ученики Христовы сказали апостолу Фоме, что видели Господа, но при этом сами в этом усомнились, видя Его прошедшим сквозь стену дома. Они тоже помышляли в себе, что им явился дух, и лишь тогда, когда Господь разделил с ними трапезу, они убедились в Его телесном Воскресении. Он преобразился и в новом теле предстал перед апостолами. Среди ближайших учеников Господа в этот момент не присутствовал только апостол Фома. И на свидетельство учеников Спасителя он сказал, что пока сам не увидит Воскресшего Иисуса Христа, пока не вложит свои пальцы в раны Его, не поверит.

Святая Церковь, вспоминая это событие, ни в коем случае не подчеркивает неверие апостола Фомы, но отмечает его желание познать Воскресшего Господа.

Зададим сами себе вопрос, а какова наша вера, братья и сестры и на чем она основана? В храме мы поем: «Христос Воскресе! «, но исповедуем ли мы эти слова в своей жизни, за порогом храма?

Апостол Фома получил милость от Господа. Иисус Христос явился ему и предложил осязать Свои раны. И когда Фома вложил свою руку в раны от гвоздей, то сказал: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20;28). Тогда Господь ответил: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20;29). Мы часто эти слова относим к себе, полагая, что эти блаженные — мы с вами. Но, верим ли мы с вами в Господа таким образом, чтобы именование «блаженны» отнести к себе? если даже находясь в храме на богослужении, нас не оставляют мысли о заботах мира сего…

Апостол же Фома является для нас примером того, что необходимо приложить труд, чтобы взрастить в себе веру, которую можно ощутить, которую можно испытать. Разве вера наша заключается лишь в том, чтобы придя в храм на Пасху спеть: «Христос Воскресе! » вместе с Церковью, а после вернуться к своей прежней суетливой жизни? Чтобы обрести подлинную веру, мы должны осознать ее отсутствие в своей жизни, а затем приложить труд, который принесет добрый плод, чтобы вера наша не была мимолетной и поверхностной.

Святая Церковь приводит нам в пример апостола Фомы и его глубокого желания знать и видеть своего Господа, знать и веровать в Него. Знание Его, апостол Фома хотел подкрепить личным опытом осязания ран на теле Господа и Спасителя. И эта благодать была явлена Фоме. Святая Церковь приводит нам в пример поступок апостола Фомы для того, чтобы мы сознательно, взвешено, разумно оценили бы и свою веру. Мы должны задуматься об этом и приложить усилия, совершить труд интеллектуальный, душевный и внимательно посмотреть на состояние своей души. Зададим себе вопрос: на чем зиждется наша вера, где она, если при любых испытаниях мы проявляем малодушие, осуждаем других и виним Самого Бога. Такова наша вера. Об этом нам необходимо подумать, вместо того, чтобы называть апостола Фому «неверующим».

Апостол Фома показал нам пример мысленного и действенного труда, настойчивости, желания видеть объект веры, желания укрепить веру. На каком основании апостол Фома должен был доверять слову апостолов, тех, кто испугался и убежал от Христа, когда возникла опасность, апостолу Петру, который трижды отрекался от Господа? Потому Фома и сказал, что сам должен убедится в Воскресении Христовом, он выразил твердое желание знать во что он верит. Он зримо явил это стремление в своих действиях, которые и описал евангелист.

Радуясь о Воскресшем Господе, братья и сестры, будем рассуждать о том, какова наша вера, на чем она основана и насколько она сильна. Сохраняем ли мы свою веру упованием, надеждой на милость Божию. Сохраняем ли мы надежду на то, что Господь сохраняет нас даже в сложных жизненных обстоятельствах. Проанализируем свою жизнь и свое упование и на примере апостола Фомы , который предпринял труд , чтобы со всей уверенностью исповедовать: «Господь мой и Бог мой! « (Ин. 20;28), тем самым засвидетельствовав перед всемирной историей, что Иисус Христос Воскрес и явился Своим ученикам так, как Он явится и нам с вами, братья и сестры. Аминь».