6 марта, в Неделю сыропустную, Воспоминания Адамова изгнания Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
За богослужением Архипастырь вознес молитву о восстановлении мира.
Накануне, 5 марта, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.
По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодняшний день Святая Церковь называет прощеным воскресеньем, которое предваряет начало Великого и спасительного поста.
В предшествующие сегодняшнему дню подготовительные недели, Святая Церковь через посвящение того или иного воскресного дня определенному событию, предлагала нам примеры человеческих недугов, которые мешают придти к Богу. Церковь говорила нам о горделивом поведении фарисея, который перед Господом перечислял свои «заслуги», в отличие от мытаря, стоящего при входе в храм и думающего лишь о своих грехах. Мытарь, в отличие от фарисея ничего не говорил Богу, ничем не превозносился над ближним, а только осознавал свою греховность и просил милости у Господа. Тем самым он явил себя более духовно зрелым человеком, чем горделивый фарисей. Образ кающегося мытаря является для всех нас примером. Святая Церковь предлагает нам в преддверии Великого поста образ двух людей, имеющих разное духовное состояние, чтобы мы размышляли об этом и не совершали ошибок.
Благодеяния фарисея действительно заслуживают уважения – пост и жертва Богу, но хвалиться ими не следует. Говорить о них – восхвалять себя, превозноситься над другими людьми, а Священное Писание нам говорит: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6;6) и «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6;3-4).
В подготовительные недели Святая Церковь предложила нам также притчу о блудном сыне, который потребовал у отца часть своего имения, которое впоследствии расточил. По закону Ветхого Завета отец имел право не давать сыну часть своего имения, а за подобную дерзость отрока могли вообще побить камнями, но отец поступил по любви. Тем самым Священное Писание нам показывает, что Господь и Спаситель наш, Сотворивший человека, дал Своему созданию свободу. Если человек хочет жить по заповедям Божиим, то Господь дает ему такое право; если человек выбрал путь греха, то Господь тоже дает человеку такое право, лишь предупреждая о последствиях. Если человек, ведя греховный образ жизни, захочет вернуться к своему Отцу, осознав свою греховность, то Господь его встретит, даст «новые одежды» и примет покаяние, простит прегрешения. Господь не нарушает свободы человека, что нам и показывает притча о блудном сыне.
Готовя нас к Великому посту, Святая Церковь напоминает нам и о Страшном Суде, событии которое еще не произошло, но которое обязательно случится. Когда предстанут пред Богом живые и мертвые, то Господь совершит Свой Суд и поставит одних людей одесную Себя, то есть по правую сторону, а других ошуюю, то есть по левую сторону. Каждый человек, посредством своей свободной воли определит свою посмертную участь – быть с Богом исполняя Его заповеди, либо отвернуться от Бога, нарушая Его Закон. Тогда Господь исполняющим Его волю скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25;24), а творящим зло скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25;41). Выбор остается за человеком – идти за Господом или последовать соблазнам мира, который предлагает угождение плоти, потребительскую идеологию, которая сегодня возобладала многими.
В сегодняшнем апостольском повествовании, которое мы слышали за богослужением, апостол Павел говорит: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13;13). А что нам предлагает сегодня мир? Он разжигает в человеке эту страсть. Насколько сегодня человеку необходимо быть благоусмотрительным, разумным, разборчивым, чтобы не попасть в сети соблазна, которые расставляет нам сегодняшний мир.
Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование о том, что «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6;15). Очень просто, коротко и ясно сказано. Если человек не может простить ближнего своего, то человек не сможет вступить в истинный пост, даже если будет ходить с опущенной головой, «посыпать голову пеплом» и не вкушать пищи. Но, если человек хочет истинно поститься, то Священное Писание, призывает его помазать главу, умыть лицо (Мф. 6;17) и быть веселым и радостным перед людьми, не показывая свое внутреннее состояние и внутреннюю борьбу с грехами.
Сегодня Святая Церковь также напоминает нам о событии изгнания Адама и Евы из рая за их непослушание.
Таким образом, подготовительные недели к Великому посту раскрываю перед нами яркие примеры недостатков и грехов человеческих, чтобы выходящие на поприще святой Четыредесятницы люди, помнили о них и искореняли бы их в себе и в своей жизни. Постящийся не должен осуждать не постящегося, потому что апостол Павел говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14;4). Каждый человек имеет свободу выбора и должен идти своим путем. Потому, накануне поста мы испрашиваем прощения друг у друга, избегая тем самым осуждения ближних, которые, как нам кажется, ведут себя не так, как бы мы того хотели. Мы призваны заглянуть в глубины своей души, испытать свою советь, «голос» которой мы часто приглушаем, чтобы покаяться перед Господом. Испрашивая прощения друг у друга, мы тем самым совершаем первый шаг на пути покаяния. Об этом мы сегодня должны рассуждать, братья и сестры.
Я желаю всем нам милости и помощи Божиих в предстоящие дни Великого и спасительного поста. Аминь».