20 февраля, в Неделю о блудном сыне, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 19 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«С каждой неделей мы становимся все ближе и ближе к дням Великого поста, в каждую подготовительную неделю Святая Церковь все больше готовит нас к тому моменту, когда мы испросив друг у друга прощение, вступим на великое поприще святой Четыредесятницы.
Если в две минувшие подготовительные недели (воскресные дни) Святая Церковь посвятила событиям, которые раскрывают особенности падшей человеческой природы, которые часто раскрывают себя в повседневной жизни, то в сегодняшнее воскресенье Святая Церковь предложила нам вспомнить притчу О блудном сыне.
Как правило, притчи, которые Господь Иисус Христос рассказывал в Своей земной жизни, были рассказаны Им без пояснений и толкования, за исключением двух случаев – притча О сеятеле и притча О плевелах. В остальных случаях притча оканчивалась лишь повествованием ее сюжета. Это же относится и к сегодняшнему повествованию О блудном сыне. Человеку предоставляется возможность самостоятельно рассуждать о притчи, применительно к своей жизни, к своим делам, к своему поведению.
Притча О блудном сыне повествует о двух сыновьях, один из которых, младший, попросил у отца часть имения. По закону Ветхого Завета младший сын имел право претендовать на 1/3 часть имения и имущества семьи, в которой он жил. В ответ на прошение сына отец имел право не только не дать часть своего имения, но и наказать сына за подобную дерзость, понимая, что будучи не зрелым, он может продать или расточить его, что по меркам Ветхого Завета было позором для всей семьи. Однако, отец, по просьбе сына отдает ему часть имения, которое должно было перейти к младшему сыну по наследству, дав ему вместе с тем, и свободу распоряжения имуществом.
Подобно действиям отца, и нам Господь дает свободу выбора и действий в нашей жизни. Господь не принуждает человека исполнять Его волю, Он не принуждает человека творить добрые дела, но лишь увещевает, что если кто сделает доброе дело для ближнего своего, то сделает его для Бога. Апостол Павел в послании к Коринфянам, которое читалось сегодня за богослужением говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6;12). Господь дает нам свободу и мы сами выбираем – идти ли нам по пути, ведущим в Царство Небесное, преодолевая грех и все те трудности, которые встречаются нам на этом шествии, где, Господь помогает нам или же нам идти другим путем, который выбирает большинство людей, путем греха, часто рассуждая, что не пришло еще время обратиться им к Богу, оставляя это «на потом», полагая, что в старости они еще успеют покаяться.
Преподобный Ефрем Сирин предупреждает нас о том, что старость, если и наступит в жизни человека, то в этом возрасте у него уже может и не быть необходимых сил для совершения подвига покаяния. Мы также знаем и то, что человек вообще может не дожить до преклонного возраста. Сегодня мы все являемся свидетелями событий, когда многие люди – наши близкие, друзья, знакомые, подвергаясь заболеванию, которое обуревает весь мир, не доживают и до среднего возраста, а тем более до старости.
Возвращаясь к евангельской притче О блудном сыне, хочу напомнить, что и младший сын использовал свободу, предоставленную ему отцом. Что он сделал с этой свободой? Он «расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15;13). Какую пользу приобрел он тем самым себе? Никакой. «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк. 15;14). Тогда, он обратился к одному из людей, согласившись пасти его свиное стадо. Однажды, посмотрев на происходящее вокруг себя, на свое положение, младший сын понял, что он потерял, а также он вспомнил, что даже наемники отца его изобилуют хорошей пищей. Тогда он вознамерился обратиться к отцу, но в то же время, он осознал и то, что не достоин возвратиться к нему в том достоинстве, в котором он покинул отчий дом. Притча не рассказывает нам подробности переживания младшего сына в этот момент, потому что мы сами должны осмыслить его состояние, проникнуться душой и сердцем в те переживания, которые он испытал и понять, что эта притча имеет глубокое значение и для каждого из нас, жителей XXI века. Младший сын глубоко пережил осознание своего не достоинства. Как часто это свойственно нам в нашей жизни? Часто ли это бывает, когда мы подходим к таинству покаяния, не только ли формально мы приступаем к исповеди в присутствии священника? Блудный сын осознал свою потерю, проникся пониманием своего не достоинства и принял твердое решение вернуться в дом отца своего. И как повествует нам евангелист Лука: «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился» (Лк. 15;20). Отец еще издалека увидел возвращающегося сына, а, стало быть, он ждал его и наверняка не раз обращал свой взор в его сторону. Наверняка, отец, ожидая своего блудного сын, пролил не мало отцовских слез и пережил родительских воздыханий. И вот, он, увидев своего сына, узнал его, вышел к нему на встречу, обнял его и ввел в свой дом. Подобно этому, и Господь, когда мы осознаем свою греховность и обращаем свой взор к Нему, Он откликается на наш зов и всегда встречает нас так, как встретил отец своего блудного сына.
Какова же была реакция старшего сына, который все время исполнял волю отца, всегда прибывал с ним, не просил свою часть имения? В чем заключалась его правильность? Эта правильность заключалась только во внешнем, потому что когда он услышал от одного из слуг о том, что отец устроил пир по причине возвращения брата его, который «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15;24), то старший сын настолько разгневался, что не только не вошел в дом, но и отвернулся от призыва отца своего войти в дом. И «правильный» сын отвернулся от отца и брата и отошел в сторону. Вот каково свойство мнимой, внешней праведности. Такая внешняя праведность свойственна и нам с вами, братья и сестры. Мы часто полагаем, что выполняя внешне все необходимое в христианской жизни, мы тем самым угождаем Богу, а когда какое-либо дело обличает нашу суть, тогда и проявляется «правильность» нашей веры, наших дел, нашей молитвы, тогда и проявляется наше внутреннее естество, которое показывает, действительно ли мы являемся чадами Божиими, или только формально исполняем установленные правила веры.
Приближаясь к дням Великого поста Святая Церковь напоминает нам о прощении и покаянии и притча О блудном сыне показывает нам, что то видимое, совершаемое нами не всегда определяет наше естество, готовое простить ближнего, готовое возрадоваться о покаянии ближнего, возвратившегося на путь веры, на путь покаяния, на путь жизни со Святой Церкви. Вспоминать притчу О блудном сыне, будем стараться анализировать состояние своей души и своего сердца, чтобы понять, сможем ли мы искренне возрадоваться тому, что кто-то из наших ближних вернулся на путь покаяния и спасения, сможем ли мы простить прегрешения ближнему своему не только внешне, но внутренне, сердцем и душой. Об этом мы должны с вами сегодня рассуждать, приближаясь к дням Великого поста. Аминь»