Дело священника Иоанна Королева

Тема «большого террора» изучается в России уже более 30 лет. В настоящее время интерес к ней только возрастает. Передо мной материалы следственного дела 1937 года, по которому был приговорен к высшей мере наказания и казнен священник Иоанн Степанович Королев.

Иоанн Степанович родился 25 мая 1879 г. в г. Кунгуре Свердловской области, из мещан. Проживал в селе Лобаново Пермского района. До ареста служил священником церкви села Лобаново. Окончил 3 класса городского училища. Был женат. Из родственников в деле указаны его супруга Евгения Васильевна (1882 г.р.) и сын Иннокентий (1904 г.р.).

Дело на отца Иоанна было заведено на основании доноса. 22 мая 1934 г. отец Иоанн встречался со священником Смонковым в г. Перми. Согласно сообщению информатора НКВД, отец Иоанн рассказывал о том, как тяжело жить прихожанам: «Лошадей нет, хлеба нет, народ голодает и бедствует, и на будущее совершенно нет надежд – озими плохие, и яровые совершенно не всходят». В деле отмечается, что священник говорил: «Да, можно сказать, мои прихожане живут очень плохо, главное, нет хлеба и корма для скота, скот уже у многих колхозов лежит пластом от недоедания, многие высказываются, как будто бы живут хуже 1921 года». Материалы дела передают и опасение, будто бы выраженное о. Иоанном: «Вот, верующим не будут давать хлеба и будут высылать из своей местности, ввиду чего много записалось неверующими». Содержание диалога, о котором сообщает информатор НКВД, было расценено сотрудниками «органов» как «антисоветские разговоры». С этого момента священника Королева начинают «агентурно прорабатывать» через спецагентов под кодовыми именами «Умник» и «Нердвинский» с целью выявления его политического прошлого и связей.

Из материалов дела мы узнаем о том, что 9.12.1934 г. священник села Кольцово Пермского района Владимир Сапожников пригласил к себе в гости батюшек из окрестных сел для общения, обмена мнениями о положении духовенства и о налогах. Отец Иоанн Королев был в списке приглашенных. Об этой встрече стало известно в Пермском оперсекторе НКВД. Информация была получена от агента с кодовым именем «Зрячий», который также был приглашен на встречу. По задаваемым им вопросам можно сделать вывод о том, что он также относился к духовенству и был либо заранее внедрен, либо принужден НКВД к сотрудничеству. «Зрячий» специально задавал провокационные вопросы, желая вывести присутствующих на откровенный разговор, чтобы они высказали недовольство существующим положением дел, и пытался разузнать подробнее о политическом прошлом священников. Осведомитель не был раскрыт. На основании этого разговора на отца Иоанна начали искать компромат и «вели» его 3 года, подготавливая основание для ареста.

Показания первого свидетеля датируются 2.11.1937. В нем указывается, что священник Иоанн Королев «…всячески дискредитировал советскую власть и ее руководителей. Говорил, якобы все священники из-за трусости предались этой власти. Поэтому мы не должны подчиняться властям. Руководители советской власти стараются нас всячески скомпрометировать перед народом, но это уже недолго, и опять будут уважать нас, государство будет предоставлять нам все услуги…». С точки зрения оценки подлинности показаний этого свидетеля чрезвычайно важен тот факт, что именно он проходил по другому делу в качестве обвиняемого. Вполне вероятно, что его показания могли быть получены при помощи запугивания и шантажа.

Второго свидетеля допрашивали 4.09.1937 г.

И этот свидетель также являлся обвиняемым по другому делу. Его показания звучат так: «Мне известно, что Королев также настроен антисоветски. Я помню, Королев вел контрреволюционную пропаганду, он говорил, что до установления Советской власти жилось нам, служителям религиозного культа, очень хорошо, а также народ жил хорошо, а сейчас народ страдает от Советской власти…».

Показания свидетелей чрезвычайно любопытны с точки зрения фразеологических особенностей. Использованный в показаниях характерный речевой оборот («нам, служителям религиозного культа») трудно представить себе в устах священника, но он вполне соответствует стилистике советской антирелигиозной пропаганды, и это дает основания предполагать, что показания могли быть либо сфабрикованы, либо переформулированы работниками НКВД, а свидетель вынужден был их подписать.

В пользу того, что показания не были записаны дословно, а получали интерпретацию следователя в соответствии с задачами инспирированного НКВД дела, свидетельствует и текст допроса самого отца Иоанна Королева от 7.12.1937 г. В нем также встречаются характерные речевые «маркеры». При этом священник категорически отрицал представленные выше показания свидетелей и свое участие в антисоветской деятельности, но подтвердил, что был знаком со священниками, которые были осуждены ранее. А далее на обвинение со стороны следователя: «Следствию известно, что вы среди прихожан вашей церкви с. Лобаново проводили антисоветскую агитацию против выборов в Верховный Совет СССР» в показаниях зафиксирован положительный и весьма выразительный с точки зрения стилистики ответ: «Да, действительно, я дискредитировал выборы в Верховный Совет среди масс в церкви, я, помню, верующим объявлял, что на выборы надо не ходить, больше разговоров о выборах я не вел». Читая эти строки, можно сделать вывод, что образованный человек (и к тому же духовное лицо) так написать не мог, поскольку в тексте, помимо грубых речевых ошибок, есть и определения-«клише» советского «агитпропа». А это дает основание предполагать, что и признательная часть протокола, вероятно, была сфабрикована работниками НКВД.

Для выявления возможных фальсификаций в материале данного дела важно проведение не только филологического, но и графологического анализа. При детальном разборе подписей видно, что последняя, заверяющая документ, отличается от других и, вполне вероятно, сделана другим человеком, что также ставит подлинность показаний под сомнение.

Выписка из протокола заседания тройки при УНКВД по обвинению Королева Ивана Степановича выглядит так:

«Обвиняется в том, что, оставаясь непримиримым врагом Советской власти, проводил среди населения повседневную к-р. пропаганду, направленную на дискредитацию положения о выборах в Верховный Совет Союза ССР. Призывал население к отказу от участия в голосовании в Верховный Совет.

Неоднократно участвовал на нелегальных к-р. сборищах, проводимых активным повстанческим священником Сапожниковым, где вел к-р. пропаганду, направленную на дискредитацию мероприятий партии и Советского правительства.

Постановили:

Королева Ивана Степановича – РАССТРЕЛЯТЬ.

Лично принадлежащее имущество конфисковать».

Приговор был приведен в исполнение 26.12.1937 г.

Нет сомнений, что отец Иоанн Королев не был врагом Советской власти, причиной ареста и казни священника стал его сан. Священномученик Иоанн Королев – один из многих и многих новомучеников и исповедников, запечатлевших кровью свою христианскую веру.

В деле содержится и заключение о реабилитации от 14.07.1989 г. Тем самым государство признало несправедливость вынесенного прежде приговора.

Алексей Щелканов