Наука во благо Церкви

6 апреля 2021 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) торжественно вручил диплом кандидата теологии клирику Пермской епархии протоиерею Андрею Сапсаю. По благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, ранее, отец Андрей проходил защиту диссертации в ОЦАиД на соискание степени кандидата теологии.

Мы попросили отца Андрея поделиться своими впечатлениями об этом знаменательном событии и рассказать, что ему предшествовало.

— Вручению диплома предшествовала защита моей диссертации, которая состоялась 11 июня 2019 г. на заседании Объединенного диссертационного Совета по теологии.  

Председателем Совета является митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), которого многие знают как автора многочисленных книг, а также как церковного композитора. Членами Совета являются  ведущие ученые нашей страны, такие, например, как профессора С.В. Фирсов  и М.В. Шкаровский из Санкт-Петербурга. Было, конечно, волнительно представить на суд таких известных ученых мой скромный труд.

Надо сказать, что диссертационный Совет по специальности  «Теология» был создан совсем недавно, в 2018 г., и первыми по этой специальности (до меня) защитили кандидатские диссертации только протоиерей Павел Ходзинский, декан Богословского факультета ПСТГУ, доцент и заведующий кафедрой практического богословия и Константин Викторович Неклюдов, заведующий редакцией Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия», а также докторскую диссертацию – известный российский богослов протоиерей Олег Давыденков. Таким образом, моя диссертация на соискание ученой степени кандидата теологии оказалась третьей в России, и мне необходимо было соответствовать высокому уровню представляемых в Совете исследований.

— Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к решению заниматься наукой.

— У меня не было возможности сразу после окончания семинарии продолжить обучение в духовной академии. Тем не менее с 2003 г., когда я стал преподавать в Пермской духовной семинарии, передо мной встала необходимость  повышать уровень богословских знаний, и я поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Итогом обучения в нем стала дипломная работа на тему: «Братство св. Стефана Пермского». С этого небольшого исследования фактически началась моя научная деятельность,   возник  интерес к научной работе.

После окончания ПСТГУ я продолжил работать с историческими документами в Государственном архиве Пермского края и поступил в аспирантуру Пермского государственного научно-исследовательского университета. В этот период и началась работа над диссертацией.

— Каково содержание Вашего исследования?

— Моя работа посвящена теме формирования гражданского общества в России в конце XIX ─ начале ХХ в. Важной частью единого общественного процесса в этот период стали православные общественные организации, деятельность которых была направлена на возрождение приходской жизни и улучшение духовно-нравственного состояния общества в целом.

Наиболее многочисленными и деятельными из них в Прикамье были Православное миссионерское общество, Императорское Православное Палестинское общество, Братство св. Стефана Пермского, приходские попечительства и др. Решая специфические церковные задачи, православные общества принимали участие и в решении общих социальных проблем: оказывали помощь раненым воинам и бедствующим семьям, участвовали в организации народного просвещения, вели решительную борьбу с пьянством.

— Почему Вы выбрали эту тему?

— Считаю эту тему актуальной по нескольким причинам. Во-первых, в настоящее время в России происходит активное становление гражданского общества. Неотъемлемой его частью является возникновение большого количества общественных организаций, которые объединяют инициативных и деятельных людей. Этот общественный процесс начался еще в период «Великих реформ» –   с начала 60-х годов XIX в. и достиг значительных масштабов к началу ХХ в.  Изучить опыт наших предшественников мне кажется чрезвычайно актуальным.

Во-вторых, данная тема, вне всякого сомнения, имеет практическое значение и для Церкви, так как в настоящее время Русская Православная Церковь уделяет большое внимание возрождению приходской жизни, развитию религиозного просвещения, церковной благотворительности. Нам необходимо изучить опыт Пермской епархии в XIX в., чтобы сегодня проводить просветительскую работу более эффективно и результативно.

— Расскажите, пожалуйста, вкратце, какой именно деятельностью  занимались православные общественные организации Прикамья в конце XIX — начале XX веков?

— В силу национально-религиозных особенностей населения Пермской губернии деятельность Братства св. Стефана Пермского и Православного миссионерского общества с самого начала была направлена прежде всего на борьбу с распространением старообрядчества среди православных, на   христианизацию коренного населения. Братство св. Стефана занималось подготовкой миссионеров-проповедников из мирян для  помощи духовенству, служившему в местах распространения раскола. Православное миссионерское общество открывало специализированные школы, которые оказывали на коренное население большое религиозно-нравственное влияние и способствовали распространению грамотности. Православные общественные организации вели широкую религиозно-просветительскую деятельность среди православного народа, важнейшими формами которой стало проведение внебогослужебных собеседований и религиозно-просветительских чтений в храмах, на заводах, в школах и в других общественных местах.

В этот период активно открывались церковно-приходские школы и школы грамоты: в период с 1889 по 1902 гг. в Пермской епархии было открыто 142 школы и 341 школа грамотности с общим количеством учащихся более 16000 человек, курсы по церковному пению, библиотеки при приходских храмах и народных чайных. Развивалась издательская деятельность, изучались памятники церковной старины, велась просветительская работа среди населения для предотвращения пьянства. Общества вспомоществования учащимся духовных учебных заведений оказывали материальную помощь бедным воспитанникам. Церковно-приходские попечительства помогали бедным прихожанам, открывали приюты, богадельни, народные столовые, предоставляли возможность бесплатного образования сиротам и детям из бедных семей. Квалифицированную медицинскую помощь раненым воинам и больным во время народных бедствий, голода и эпидемий оказывали сестры «Надеждинской» общины сестер милосердия. Церковно-приходские попечительства и братства занимались строительством новых и ремонтом уже открытых храмов, церковно-приходских школ и причтовых домов.

— Сегодня много говорят о волонтерской деятельности. Отражена ли эта тема в Вашей работе?

— Конечно, ведь членами организаций были духовенство и миряне Пермской епархии, которые действовали на добровольных началах, по своей инициативе. Я убежден, что общественная деятельность верующих людей является непосредственным продолжением литургической жизни. Православная Церковь считает очевидным благом добровольную общественную деятельность ее членов, оказание помощи нуждающимся и бескорыстное служение ближнему. Все это есть прямое и непосредственное исполнение заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Сегодня Пермская духовная семинария занимается подготовкой церковных специалистов-катехизаторов, которые должны помочь духовенству организовать на приходе общественную работу с приходящими в храм людьми: это церковно-приходские школы для детей и взрослых, встречи с молодежью, социальная помощь нуждающимся и многое другое. Пример и достижения наших предшественников должны вдохновить нас, а их ошибок мы должны постараться избежать.

— Между защитой работы и вручением диплома прошло почти два года. Чем можно это объяснить?

— Необходимо отметить, что в настоящее время существуют церковные диссертационные Советы, и их решение утверждает Святейший Патриарх. Однако диссертационный Совет по специальности  «Теология» образован Министерством образования и науки Российской Федерации, поэтому его решения должны утверждаться Высшей аттестационной комиссией. Эта проверка занимает много времени, бывают случаи, что ВАК находит недостатки в работе и отменяет решение диссертационного Совета. Подтверждение присужденной мне научной степени пришлось ждать около полугода. Потом начались ограничения, связанные с пандемией.

5 апреля 2021 г. в диссертационном Совете по теологии состоялась защита кандидатской диссертации преподавателя Пермской духовной семинарии А.Н.Сафронова, а 6 апреля вручили дипломы тем, кто защитился ранее. Я очень рад, что нам с Алексеем Николаевичем удалось постоять за честь Пермской епархии и показать, что научные исследования вполне по силам не только столичным преподавателям, а и всем тем, кто искренне интересуется ими и желает принести своим трудом пользу нашей Церкви.

— Отец Андрей, с какими чувствами Вы вернулись из Москвы?

— На церемонии вручения дипломов владыка Иларион подчеркнул, что наши научные труды мы совершаем для блага Церкви. И сейчас я осознаю, насколько он прав. Опыт написания и защиты диссертации помог мне приобрести необходимые для преподавания в семинарии профессиональные качества. Искренне надеюсь, что монография, ставшая итогом моей работы, поможет нашему духовенству и катехизаторам вдохновиться примером предшественников, изучить опыт их деятельности и применить его в современной жизни.

Я хотел бы поблагодарить всех людей, участие, помощь и бесценные советы которых сделали возможным настоящее издание. И в первую очередь – Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, ректора Пермской духовной семинарии, без чьей поддержки эта книга просто не могла быть издана. Владыка всегда с большим пониманием относился к моим научным интересам и благословил защиту диссертации именно в Совете по теологии.

 Я, конечно, очень благодарен моему научному руководителю протоиерею Алексею Марченко, чья личность и взгляды в огромной степени способствовали возникновению у меня интереса к научной работе.

К сожалению, невозможно назвать поименно всех потрудившихся и оказавших мне профессиональную и человеческую поддержку. Прошу всех и каждого, кто был причастен к процессу создания этой книги  на всех её этапах – от рождения замысла до выхода в свет – принять мою искреннюю сердечную благодарность.

11 мая в Пермской духовной семинарии  в рамках конференции «Язык и духовность», пройдет презентация моей монографии. Я приглашаю на эту встречу всех, кто интересуется историей Урала и Русской Православной Церкви, особенно тех, кто занимается просветительской или благотворительной деятельностью. Книгу также можно будет приобрести в магазине «Православие» (Комсомольский проспект, 6).

— Ваши пожелания нашим читателям.

— Мне кажется, что очень важно оказывать поддержку общественным инициативам прихожан, у которых есть искреннее желание потрудиться на благо Церкви. Сегодня можно найти способы для финансирования этой деятельности: государство выделяет средства в виде грантов и готово поддержать проекты, связанные с церковным просвещением, благотворительностью и другими направлениями общественной жизни.

Мирянам, дорогим нашим прихожанам, хочу пожелать: будьте еще более инициативными. Только благодаря вашей поддержке и помощи духовенство может выйти за пределы церковной ограды и обратиться с проповедью о спасении к самым широким массам людей.

Только наши общие согласованные действия и та деятельность, которая совершается в лоне Церкви, принесут благие плоды и будут способствовать духовному и нравственному оздоровлению нашего общества.

Издательский отдел Пермской епархии