В начале ХХ века, когда отступление от Церкви части русского общества стало очевидным, на Пермскую кафедру взошел подвижник, подобный святому Стефану Великопермскому, архипастырь-миссионер и глубокий молитвенник – архиепископ Андроник (Никольский). Могучим воином Христовым вступил Владыка на поле брани, пресекая падение нравов и побеждая безверие словом Божиим.
Время служения Святителя было порой расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Здесь устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, в аудитории при Стефановской часовне проходили занятия миссионерского и народно-певческого кружков, составилась хорошая библиотека для мирян, во всех храмах города служились акафисты, проводились беседы. Владыка Андроник устраивал крестные ходы не только в дни церковных праздников, но и в дни памятных исторических событий. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками. Пермская епархия была одной из немногих, где Архиерей и большинство пастырей с тревогой смотрели на стремительное распространение нового безбожия, под видом научного социализма и марксизма.
В январе 1918 года епископ обратился с посланием к духовенству Пермской епархии: «…Отцы и братие. Тяжко было доселе всем в России. Но уже настал час еще большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное. По меньшей мере – посягают отобрать церковное имущество и драгоценности – святые жертвы отцов и дедов наших. …Время страшное, время, если не антихристово, то весьма предшествующее ему по своим признакам. … Вот и дожили мы до полной разрухи нашей жизни, в которой не находим нигде поддержки…»
С февраля 1918 года, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Представители новой власти стали закрывать храмы, отбирать и грабить духовные учебные заведения, в некоторых церквях были устроены танцевальные залы.
В феврале большевики совершили нападение на Успенский женский монастырь и подворье Белогорского монастыря. Были зверски убитые. Начались расстрелы защитников православия.
Но Пермский Владыка продолжал обличать безбожную власть как разбойничью, бесстыдно обманывающую народ. Тысячи людей – даже неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя. «Огнь пылающий» – так звали епископа Андроника за его бескомпромиссные и горячие речи. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, Владыка в своей проповеди с амвона Спасо-Преображенского Кафедрального собора, обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».
Архиепископ отправил в Пермский исполком письмо, в котором требовал приминять безотлагательные меры к прекращению посягательств на свободу Церкви и церковное достояние: «…Примите меры против грозного по своим возможным последствиям оскорбления верующего народа через обыски, беззаконные штрафы, контрибуции и аресты священно-церковно-служителей».
Святитель Андроник знал, что власть не простит ему открытого противоборства. Ожидая ареста, вверив свою судьбу Божию Промыслу, Владыка был безмятежен, ежедневно исповедовался и приобщался святых Тайн. Светлое настроение не покидало его.
Для ареста архиепископа Андроника 4 июня 1918 года было поднято до полутора тысяч человек. Далеко за полночь отряд чекистов подошел к Спасо-Преображенскому собору, собору и несколько человек, поднявшись в покои к Владыке, увели его. Внезапно с соборной колокольни раздался набат и понесся над площадью; но тут же несколькими выстрелами звон был прекращен.
Тем временем в городе узнали, что Архиепископ арестован. Перед зданием милиции стали собираться люди, требуя освобождить Архипастыря. Но с помощью силы народ был разогнан.
Допрос владыки Андроника состоялся 6 июня 1918 года. Святитель долго не отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул ее в большой шелковый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем, и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он неспешно развернул платок, надел панагию и, погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.
В ночь на 7 июня палачи отвезли Архипастыря в лес по Сибирскому тракту. Владыке дали лопату, заставили рыть могилу. Когда яма была закончена, он помолился, затем сказал: «Я готов», – и лег в могилу. Его стали забрасывать землей, потом палачи несколько раз выстрелили сквозь грунт и заравняли могилу.
Незадолго перед арестом архиепископа Андроника один священник обратился к нему с вопросом: «Как спасти паству от губящих ее волков и самому не впасть в уныние от озверения в народе и предстоящего поругания святынь?»
Владыка ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются… а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец – сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. … Воскреснет душа народная – воскреснет и тело ее – наша здоровая государственность. Да помогает Вам Премудрый Господь. Просите и молитесь о призывающем Божие благословение грешном архиепископе Андронике».
Пророческие слова святителя Андроника начинают исполняться уже в наше время.
В 1999 году в микрорайоне Владимирский, недалеко от предполагаемого места убийства архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника по благословению архиепископа Афанасия (Кудюка) началось строительство храма в честь Новомучеников и Исповедников, в земле Российской просиявших. На первом этапе строительство возглавил наместник Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря архимандрит Стефан (Сексяев). Первоначально на отведенный участок земли был привезен железнодорожный вагон, в котором устроена церковь. Свято-Троицкий Стефанов монастырь, а так же Успенский и Бахаревский женские монастыри помогли церковным убранством и утварью. При храме был образован самостоятельный приход. Первые богослужения совершались в тяжелейших условиях: в неотапливаемом помещении, иногда без света. В холодное время приходилось стряхивать иней с богослужебных книг, размораживать застывшую в алтаре воду.
В августе 2000 года совершилось знаменательное событие – на Юбилейном Архиерейском соборе был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский.
Строительство нового храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских, которому предстояло стать духовным центром микрорайона Владимирский, началось в 2002 году. Церковь возводили всем миром. Прихожане носили на строительную площадку воду из соседних домов, таскали песок, мешали бетон. Пока шло строительство, в церкви-вагончике ежедневно читалась Псалтырь, совершалось служение молебна с чтением акафиста священномученику Андронику. В 2003 году епископ Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин) благословил переименовать строящийся храм во имя священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского.
Церковь в честь Прикамского Святителя была достроена в 2009 году и 7 апреля, в праздник Благовещения в ней совершена первая Божественная литургия.
Благоустройство храма продолжается до настоящего времени: написаны иконы святых, воздвигнут иконостас, Царские врата и аналои украшены золоченай резьбой.
Приход церкви в честь священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского, ведет работу с молодежью, осуществляет катехизаторскую деятельность среди взрослых. При церкви открыта детская воскресная школа.