В Перми прошел VII Краевой образовательный форум

По благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, с 22 по 24 августа в Перми прошел VII Краевой образовательный форум «Развитие образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».

Традиционно Форум был организован отделом религиозного образования и катехизации Пермской епархии при поддержке Министерства образования и науки Пермского края и Департамента образования Администрации города Перми.

В мероприятии приняло участие более 250 руководителей и педагогов общеобразовательных школ и детских садов из Перми и двадцати городских и муниципальных округов и районов Пермского края.

Также в работе Форума приняли участие священнослужители, приходские катехизаторы и помощники благочинных по образовательной деятельности всех благочиний Пермской епархии.

Основной темой Форума стало обсуждение реализации Указа Президента № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Пленарное заседание, прошедшее в актовом зале Гимназии № 17 города Перми, открыло приветственное слово Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, которое зачитал руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев:

Уважаемые представители руководства образования Пермского края и города Перми, уважаемые педагоги, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на сегодняшнем образовательном форуме, посвященном проблемам духовно-нравственного воспитания детей и юношества!

Уже более 10 лет в начальной школе преподается предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Благодаря появлению этого предмета в школьной программе вновь возник повод общения и соработничества Школы и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания.Мы сегодня говорим о возрождении традиций воспитания в русской школе, об обращении к российским духовно-нравственным ценностям.

Последние десятилетия мы смотрели на Запад и западную культуру с некоторым поклонением и восхищением. В западной культуре есть много прекрасного и замечательного, но там присутствуют и явления разрушения и соблазна, и особенно мы наблюдаем деградацию западной культуры в конце прошлого и начале нынешнего века.

Обращение к восточной культуре, где присутствуют иные традиции, порой весьма далекие от христианства, также может быть опасно для человека русской культуры, это может повести нас по ложному пути.

Великий русский святой, благоверный князь Александр Невский, защитник русской земли от шведов и крестоносцев, говорил о России: «У нас свой, самобытный путь, и ведет нас по нему душа Православия». В советское время ни в школе, ни в институте о Боге нельзя было говорить ни слова, тогда была советская идеология, атеизм, хотя нравственная жизнь, которая была еще заложена до революции, оставалась на высоком уровне.

В 90-е годы XX века стало можно обо всем говорить, стали открываться православные храмы, но одновременно, с падением «железного занавеса» пришли секты, пришла вседозволенность, в Россию стала проникать идеология сатанизма. Эта идеология сегодня активно наступает. Сатанизм сегодня – это однополые браки, эвтаназия, педофилия, аборты – все это направлено на уничтожение человека.

В настоящее время, Россия – это едва ли не единственная в мире страна, являющаяся хранительницей Православия и православной культуры. Нам с вами необходимо возрождать и поддерживать все здоровые проявления нашей традиционной русской культуры, которая, безусловно, является бесценным достоянием всего человечества.

Особо хочу обратиться к педагогам. Вы в своей жизни выбрали высокую, прекрасную стезю учительского служения. Преподаватели Основ православной культуры своим творческим трудом должны совершать великое дело: передавать детям духовную культуру нашего народа. Из личного жизненного опыта мы все знаем, что успех преподавания во многом зависит от увлеченности предметом самого учителя.

Желаю вам искренне и неравнодушно стремиться к тому, чтобы передать учащимся необычайно важные знания и убеждения, основанные на традициях русской духовной культуры, от восприятия которых зависит будущее молодого поколения нашей страны.

Почетным гостем Форума стала специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Мария Дмитриевна Ракушина, которая зачитала приветственное слово Высокопреосвященнейшего Евгения, Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Затем с приветственным словом к участникам Форума обратилась заместитель начальника Департамента образования города Перми Тамара Евгеньевна Фадеева.

Продолжили работу мероприятия тематические доклады.

В основном докладе профессора Пермского государственного национального исследовательского университета профессора Олега Ивановича Сыромятникова «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте постановлений органов государственной власти Российской Федерации» были расставлены акценты на пунктах постановлений вышеупомянутого Закона, важные для сферы образования и взаимодействия между школой и Церковью.

Также на пленарном заседании Ирина Петровна Гайдукова и Анна Вячеславовна Спиридонова, старшие воспитатели МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 2» города Кунгура, победители регионального этапа XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» представили примеры практической реализации Указа Президента в докладе «От слова к делу: выстраивание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на основе авторского методического пособия».

Пленарное заседание завершила церемония торжественного награждения победителей и призеров регионального этапа XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и IX Краевого конкурса методических и дидактических материалов с духовно-нравственным содержанием образования для образовательных организаций Пермского края.

Работа Форума продолжилась на семинаре «Инструменты формирования духовно-нравственных ценностей в условиях дошкольного образовательного учреждения», проведенном М.Д. Ракушиной, в рамках работы творческой лаборатории «Библейские основы русской истории» и круглого стола «Традиционные духовно-нравственные ценности и некоторые подходы к оценке личностного развития в образовательном процессе»; в работе секции «Конкурсы духовно-нравственной направленности и миссия учителя по сохранению и развитию традиционных ценностей», на которой выступили победители и призеры регионального этапа XIX Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» и IX Краевого конкурса методических и дидактических разработок с духовно-нравственным содержанием образования.

Второй день работы Форума прошел в духовно-просветительском центре «Георгиевский дом» и был посвящен приходскому просвещению.

На круглом столе «Особенные люди на приходе – особенный подход» выступили: руководитель Отдела образования и катехизации Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев; руководитель добровольческой службы и инклюзивного семейного клуба «Вместе» Наталья Валерьевна Волнистова; педагог-психолог Любовь Николаевна Дёмина; учитель МАОУ «Школа № 18 для детей с ОВЗ» города Перми Ольга Владимировна Фоминых; руководитель проекта «Путеводитель по паллиативной помощи» Наталия Валерьевна Лазаренко.

На круглом столе «Планирование приходского учебного года с акцентом на семейное просвещение» выступили: катехизатор, психолог Светлана Владимировна Солодникова; психолог Елена Александровна Вобликова; помощник благочинного Закамского округа, преподаватель Пермской духовной семинарии Даниил Александрович Пермикин; помощник благочинного по образованию и катехизации Осинского церковного округа Елена Афанасьевна Глухих.

В ходе работы круглых столов были предложены примеры выстаивания работы на приходах с семьями, воспитывающими детей с инвалидностью, методики взаимодействия с органами ЗАГСов и женских консультаций. Также были представлены другие варианты работы, которые способствуют организации просветительской деятельности со взрослыми людьми на приходах.