Великое повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона

Вечером 20 марта, в среду первой семдицы Великого поста, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Великое повечерие с чтением третьей части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Иоанно-Богословском храме Пермского Успенского женского монастыря.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил настоятельницу монастыря игумению Марию (Яковлеву), насельниц обители и прихожан с началом Великого поста и обратился с проповедью:

Дорогие братья и сестры, мы должны возблагодарить Господа, что Он сподобил нас вновь дожить до спасительного и покаянного времени Великого поста. Сегодня уже нет с нами кого-то из тех, кто еще в прошлом году возносил свои молитвы в храмах в дни святой Четыредесятницы. Нам же Господь подает Свою милость, чтобы мы вновь смогли использовать для пользы своей души особый период  покаяния, когда Святая Церковь предлагает нам наполненные глубоким смыслом молитвословия, предлагает нам чтение Великого покаянного канона.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского являет нам образ беседы человека со своей совестью. Он показывает нам пример великого покаяния, когда и блудницы, и прелюбодеи наследуют Царство Божие, если только приносят Богу сокрушение о своих грехах. Автор канона вопрошает у своей души: «Душа моя, а чем живешь ты? Чем ты наполнена? Какие мысли одолевают тебя? Хватает ли тебе времени подумать о своей жизни и помолиться Господу, припасть к Нему с усердием и испросить прощения?».

Начало Великого поста это плач Адама о потерянном рае. Святая Церковь, в преддверии поста воспевает: «Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице, и глаголаше:  Милостиве, помилуй мя падшаго». Так скорбели наши прародители, которых Господь выдворил за пределы Эдемского сада, поставив у его входа Ангела с огненным мечом.

Адам и Ева скорбели о потерянном рае, понимая, что согрешили пред Господом. Они просили у Него помилования, и, как мы знаем, Господь откликнулся на горячие слезы покаяния. История наших падших прародителей должна указать нам направление, в котором необходимо шествовать в дни Великого поста. Начало святой Четыредесятницы — это плач о содеянных грехах и молитва покаяния. Об этом, братья и сестры, мы должны думать и к этому мы должны стремиться, вступая в великое спасительное поприще святого воздержания. Не вопрос употребления пищи нас должен волновать в первую очередь. Если человек имеет болезнь или немощь, то он может обсудить вопрос степени телесного поста со своим духовником, но это не должно становиться заботой нашей души и нашего ума. Очень часто подобные заботы только отвлекают нас от истинного смысла воздержания. Враг рода человеческого хитер, он различными образами пытается увести нашу мысль, наши чувства в сторону от основной мысли, которая должна пронизывать все наше естество в дни Великого поста. Мы должны думать о своем сокрушении в грехах и молить Господа о прощении.

Если ум человека будет занят размышлениями о своей жизни, подобно тому, как размышляет преподобный Андрей Критский в своем великом покаянном творении, приводя примеры спасительного пути, по которому должен идти человек, то Господь Милосердный, Праведный, Человеколюбивый и Милостивый простит кающегося. Вот к чему, братья и сестры, мы должны с вами стремиться, чему должны подражать и чему должны учиться в дни Великого поста. Ничто иное не должно занимать наши мысли, ничто иное не должно нас уводить нас в сторону, ничто иное не должно мешать нам следовать этому пути.

Если человек будет просить у Господа открыть глубину своего грехопадения, чтобы извергнуть грех из своей души, то Милосердный Господь подаст ему Свою милость и благодать очищающую душу. Тогда истинно постящийся и кающийся сподобится достойно встретить Славное Христово Воскресение.

Милосердный Господь да поможет нам в дни Великого поста очистить наши души, достойно подготовиться к Таинствам исповеди и Причастия Честных Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которые освящают, укрепляют и направляют нас на спасительный путь. Аминь.

По завершении богослужения Архипастырь вознес молитву о упокоении приснопоминаемой настоятельницы Пермского Успенского женского монастыря игумении Марии (Воробьевой).