«Пост это путь, который открывает для нас Царство Небесное»

Вечером 26 февраля Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, совершил вечерню с Чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

За богослужением молились отцы-благочинные, настоятели храмов, наместники и  настоятельницы монастырей Пермской епархии.

По окончании вечерни Архипастырь поздравил всех присутствующих со святым вечером и обратился с проповедью:

— Мы вступаем в дни Великого и спасительного поста. Господь Иисус Христос, выходя на Свое общественное служение, призвал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4;17). Со времени, когда были сказаны эти слова, прошло уже два тысячелетия, но Царство Небесное так и не наступает на земле, мир во зле лежит, и люди, в большинстве своем,  как тогда, так и сегодня не хотят покаяться в своих грехах.

Сегодня на Божественной литургии в храме мы слышали еще один призыв Господа: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6;14). А в апостольском чтении, которое читалось сегодня за богослужением, апостол Павел говорит: «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13;12), то есть пришло время покаяния. Апостол призывает нас оставить темному, грех, грязь и войти в день духовный, где светло и чисто.

В сегодняшний день Святая Церковь призывает нас также вспомнить событие грехопадения наших прародителей, Адама и Евы, их изгнание из рая. Господь изгнал из рая наших прародителей не столько за совершенный ими грех, сколько за то, что они не принесли покаяния в содеянном, за то, что стали перекладывать свою вину за грех на кого-либо другого. За их поступком последовала великая трагедия для всего человечества. После грехопадения природа человека изменилась, но что самое главное — через это человек лишил себя общения с Богом. Изменились и внешние условия существования — земля стала произрастать терние и волчцы (см. Быт.3;18), и в поте лица человек стал добывать себе хлеб (см. Быт.3;19). Грех разрушил также всю гармонию человеческих отношений — брат стал убивать брата, правители стали объявлять войны, одна цивилизация стала сменять другую… Все к чему привел отказ наших прародителей сделать шаг на встречу Богу.

Необратимость последствия грехопадения человека продолжалось до тех пор, пока не пришел в мир Христос Спаситель, Который воспринял на Себя человеческую природу, Который принял крещение от руки святого пророка Иоанна Предтечи, дабы «исполнить всякую правду» (Мф. 3;15), правду о спасении рода человеческого. После крещения Иисус Христос удалился в пустыню, где постился 40 дней, будучи искушаем от диавола. Своим примером Спаситель показал нам путь, которым мы можем преодолеть тяготы прародительского греха, которые легли на весь человеческий род, которые повредили природу человека и определили ему те условия, в которых и сегодня существует все человечество. Господь совершил дело спасения человеческого рода для того, чтобы вновь примирить человека с Богом.

Чтобы преодолеть тот тектонический сдвиг, который произошел в мире, в результате грехопадения потребовалась величайшая Жертва, которую принес Господь наш Иисус Христос, воплотившись, претерпев страдания, поношения, мученическую смерть и, наконец, Воскреснув.

В сегодняшний вечер, когда Святая Церковь вводит нас в дни Великого поста, в дни покаяния и очищения, мы должны проанализировать свою жизнь, свою деятельность и свои мысли.

Церковь называет сегодняшний день Прощеным воскресеньем, потому что в этот день от нас требуется искреннее, осознанное понимание своей вины перед Богом и перед ближними нашими, чтобы мы смогли испросить прощение не формально только, но с участием разума и чувств. Иногда это очень сложно сделать и каждому из нас это хорошо знакомо, но если мы не сделаем этот шаг, то каким образом мы сможем достичь Царства Божия, куда мы все так стремимся? Господь обещает Свое Царство лишь тем, кто идет путем истребления греха в себе, в своих действиях и мыслях . Когда мы способны простить и испросить прощения у Бога и ближних, то мы преодолеваем то, что были неспособны преодолеть наши прародители, не потворствуя тому греху, который они совершили. Только тогда, когда  мы преодолеем это, мы имеем право надеяться на то, что путь в Царство Небесное, о котором говорит Господь, будет открыт и для нас. Каков будет в дальнейшем наш путь, будет ли он путем греха или добродетели, зависит от нас , но, двери в Царство Небесное будут открыты для тех, кто принесет истинное покаяние в своих поступках и делах, кто будет способен от всего сердца сказать: «прости». Все обиды мы должны истребить в себе не злобой и забвением, но искренним сердечным раскаянием и пониманием, осознанием того, что именно я преступил Закон, испытывая гнев и неприязнь к ближнему своему.

Мы очень замечаем проступки в других людях, видим где и в чем они совершают ошибки, где поступает несправедливо или нечестно. Мы понимаем чем отличается правильный поступок от неверного только на примере другого человека. Почему мы не побуждаем себя таким же образом анализировать свои действия?  Мы тоже бываем неправы и несправедливы по отношению к людям и должны испрашивать прощения у них, чтобы и Господь простил нам наши прегрешения. К этому, братья и сестры, призывают нас слова Господа и текст Священного Писания, который нам предлагает Святая Церковь. Все это должно сподвигать нас к одной цели — к достижению Царства Небесного, к которому мы стремимся, которого мы так желаем.

Прощение ближнего и искреннее сожаление о своих грехах являются условием для нашего вхождения в дни Великого поста, когда Церковь предлагает нам задуматься о своей жизни, предлагает особые молитвословия, чтение Великого покаянного канона, предлагает нам особый ритм жизни, полезный для души и тела. Сегодняшний день, братья и сестры не должен быть для нас формальным исполнением традиции, которые Святая Церковь сохраняет на протяжении веков. Мы должны это понять и прочувствовать, чтобы с чистым сердцем начать дело поста, который является путем Истины и правды, открывающим для нас Царство Небесное. Аминь.

В завершение богослужения Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский прочитал молитву на начало Великого поста.