«Блудный сын глубоко пал, но и глубоко осознал свое падение»

3 марта, в Неделю о блудном сыне, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 2 марта Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Чем ближе мы приближаемся к дням Великого поста, тем серьезнее и чаще Святая Церковь предлагает нам примеры из евангельского повествования, ярко показывающие различные стороны человекой природы, способности человека молиться, любить Бога, приносить покаяние…

Сегодняшний воскресный день Святая Церковь посвятила воспоминанию евангельского сюжета о блудном сыне. Это повествование рассказавает нам трагическую историю семьи, в которой старший сын потребовал свою долю наследства у отца, тем самым оскорбив его любовь и отеческую заботу.

Как мы знаем, отец отдал сыну его часть наследства и тот ушел в дальнюю страну, настойчив все свое имение.

Если мы сегодня посмотрим на окружающий нас мир, то увидим множество соблазнов, которые предлагают нам через средства массовой информации. Быть может и в евангельские времена существовали подобные соблазны, которые сподвигли заблудшего сына уйти на страну далеча, имея определенный запас средств, которые тот расточил. Может быть его привлекал один из самых развитых и одновременно развращенных городов того времени — Александрия, морской порт, жители и гости которого славились распутным образом жизни. Может быть его привлекало что-то еще. Тем не менее, как повествует евангелист, он растратил все свое богатство и остался ни с чем. Тогда он вспомнил об отчем доме и, что важно, с осознанием своей вины, что он оскорбил отца, с сознанием того, что он глубоко пал и не имеет права даже именовать себя сыном, он решает вернуться домой и просить отеца принять в число наемников. Блудный сын глубоко пал, но и глубоко осознал свое падение.

И, как только блудный сын направился к дому, то его отец еще издали увидев его, вышел навстречу. Святые отцы толкуя это евангельское повествование, говорят, что, быть может, отец каждый день выходил на дорогу и всматривался вдаль в ожидании возвращения своего падшего сына.

Сын раскаялся, вернулся и отец с любовью встретил его, повелел заколоть упитанного тельца и одеть его в лучшие одежды.

Очень многие из нас хорошо знают сюжет этой притчи, но, к большому сожалению, очень часто, когда мы слышим или читаем евангельское повествование, которое нам хорошо известно, мы не заостряем свое внимание на его духовном смысле. Сюжет легко проходит через наше сознание, через наш мысленный и духовный взор. Но, каждое слово Евангелия несет в себе великий смысл. Иисус Христос сказал: «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5;18). Потому, даже зная сюжет того или иного повествования, мы должны глубоко размышлять над его смыслом и над тем, каким образом оно соотносится с нашей жизнью. Готовы ли мы в своей жизни встретить и простить заблудшего брата, который согрешил против нас, подобно тому как евангельский отец встретил своего блудного сына? Об этом мы должны подумать.

Сюжеты, которые Святая Церковь предлагает нам в дни подготовительных Недель к Великому посту ярко показывают разные грани человеческой природы и способности человека меняться: преображаться, приносить покаяние… Евангельские образы должны содействовать тому, чтобы в дни спасительного поста мы не думали лишь о том, какой вид пищи нам необходимо употреблять, не ставили этот аспект поста во главу угла. Смысл поста заключается в покаянии, а телесное воздержание от определенного рода пищи является лишь средством к тому, чтобы мы были способны проанализировать свою жизнь, свое отношение к Богу, чтобы мы осознали свое греховное положение и искали способы исправить его. К этому призывает нас Святая Церковь.

Человек может глубоко пасть, но он, при содействии Божием, способен восстать и соединиться со своим Небесным Отцом. Смысл Великого поста заключается в том, чтобы человек принес подлинное покаяние перед Господом, а не искал поводов позволить себе послабления и снисхождения, которые уводят нас от правого пути. Аминь.