12 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 11 ноября, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:
— Сегодняшнее евангельское повествование о гадаринском бесноватом на первый взгляд очень простое и понятное, которое многим прихожанам хорошо знакомо. Я хотел бы обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые могут быть не замечены при чтении или слушания данного евангельского отрывка.
Святая Церковь сохраняет текст Священного Писания на протяжении веков, чтобы человек, слушая Слово Божие мог сделать определенные выводы и изменить свою жизнь.
Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает о неком бесноватом человеке, который, подвергнувшись пленению падшего духа, был вынужден удалиться из человеческого общества. Его духовное заболевание не давало ему оставаться полноценным человеком, живущим среди людей. Он был обречен на одиночество.
Сегодня в своей жизни мы не видим такого проявления беснования, чтобы человека приходилось сковывать цепями, насильно удалять от общения с людьми, но если мы посмотрим на человека, одержимого гневом или злобой, то заметим, что через эту духовную болезнь, через подобную гадаринскому бесноватому одержимость злым духом, человек сам себя обрекает на удаление от общества, от нормального сосуществования с другими людьми.
Современный человек, особенно далекий от Церкви, старается не думать о таком явлении, как беснование. Он пытается мягко и деликатно называть подобные вещи какими-то другими понятиями. Но, сегодня, как и два тысячелетия назад это явление присутствует в нашей жизни. Разве мы не видим сегодня примеры того, как человеческую природу сковывают оковы страстей, порока и злобы? Разве не является беснованием то, что человек, одержимый яростью и гневом, не может контролировать свои слова и действия? Он также подвергается власти падших духов. Иногда человек в порыве гнева не способен даже распоряжаться своей волей, подчинив ее власти диавола. Через подобные действия человек сам себя, подобно гадаринскому бесноватому, жившему в пустыне среди гробов, удаляет в место, отстоящее от людей, от мирного сосуществования. Через подобные действия человек обрекает себя остаться наедине с нечистой силой.
Но, как повествует нам Евангелие, Господь, по Своей Великой милости исцеляет бесноватого человека. Он вводит его в общение с людьми, избавляя от цепей и оков.
К большому сожалению, братья и сестры, сегодня мы видим примеры того, как люди сами омрачают свою жизнь, приобщением духам злобы. В частности у нас в Перми проходят некие мероприятия, которые являются ни чем иным, как бесовскими шабашами. Есть люди, которые не понимая духовной ответственности, принимают участие в подобного рода действиях, а после начинают страдать от влияния на их жизнь падших духов. Человек сам надевает на себя оковы, которые связывают его душу, его действия, его свободу, которой он часто бесконтрольно, безрассудно распоряжается. С подобными явлениями нам, конечно, никак нельзя смиряться.
Еще одним моментом сегодняшнего евангельского повествования является то, что жители страны гадаринской пренебрегали Словом Божиим и не принимали Истину. Евангелист сообщает о том, что Господь повелел бесам войти в стадо свиней, но, как мы знаем, свиньи были животными нечистыми. Согласно Закону Моисея, их употребление было запрещено. Тем не менее они занимались разведением этих животных ради прибыли. Возможно жители страны гадаринской оправдывали свои действия тем, что продавали свиней язычникам, но и в этом кроется преступление против заповеди о любви к ближним. Они нарушали Закон и знали об этом. Потому, когда жители гадаринской страны увидели проявление Божественной природы в Господе Иисусе Христе, то попросили Его удалиться от пределов их, так как были не готовы воспринять Истину и изменить образ своей жизни, отказаться от ее греховного уклада. Они убоялись Правды Божией, потому что не соблюдали ее.
Я думаю, братья и сестры, что если мы внимательно подумаем над данным евангельским повествованием, то найдем в нем много общего с нашей сегодняшней жизнью. Как часто мы, совершая тот или иной грех, оправдывая себя, таким же образом удаляемся от Бога, от Божией благодати, предпочитая выбрать то, что приносит нам кажущуюся выгоду.
Об этом напоминает нам сегодняшнее евангелие, призывая нас поразмышлять о собственной жизни, о своих делах, о своих мыслях, о своих желаниях. Священное Писание призывает нас к Тому, чтобы мы обратили свой взор ко Господу, исцелившему гадаринского бесноватого, избавившему его от цепей, которые сковывали чувства и движения страдальца. Только Милосердный Господь смог освободить его и сделать полноправным гражданином общества, дав возможность, чтобы образ и подобие Божии, заложенные в нем смогли получить подлинную свободу и достойное место в жизни исцеленного человека. Аминь.