В Пермской духовной семинарии начала работу научно-богословская конференция

24 ноября, в день 223-летия Пермской духовной семинарии, в стенах духовного учебного заведения под председательством ректора семинарии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, начала работу научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность», посвящённая 105-й годовщине мученического подвига архиепископа Андроника (Никольского) и 20-летию возрождения духовного образования на Пермской земле.

В пленарном заседании конференции приняли участие ученые, богословы, священнослужители, преподаватели и учащиеся Пермской духовной семинарии.

Работу конференции открыл Глава Пермской митрополии, Владыка-ректор, который обратился к участникам пленарного заседания с приветственным словом:

— Уважаемые участники конференции!

Сердечно приветствую организаторов, участников и гостей научно-богословской конференции «Духовное пространство России: история и современность», посвящённой годовщине мученического подвига архиепископа Андроника (Никольского) и 20-летию возрождения духовного образования на Пермской земле.

Традиционно наша конференция начинает свою работу 24 ноября, в годовщину учреждения Пермской духовной семинарии, которой в этом году исполнилось 223 года. Такой впечатляющий возраст духовного образовательного учреждения прерывается, к сожалению, 85-летним богоборческим разрывом, начатым в Прикамье в 1918 году закрытием Пермской духовной семинарии, страшными расправами над Великим князем Михаилом Александровичем Романовым, правящим Пермским архипастырем Андроником (Никольским), и закончившимся по милости Божией, в 2003 году, когда было положено начало возрождению духовного образования на Пермской земле.

Личность архиепископа Андроника (Никольского) занимает особое место в духовной жизни Прикамья. Он возглавлял Пермскую кафедру в один из сложнейших исторических периодов: с июля 1914 по 20 июня 1918 гг. Владыка, в своё время окончивший Угличское духовное училище, Ярославскую духовную семинарию, Московскую духовную академию, имел колоссальный опыт миссионерского служения, обретённый им в периоды его служения ректором Ардонской миссионерской духовной семинарии, в Новгородском отделе Императорского Православного Палестинского общества, а также в Польше и в Японии. Он стал депутатом Первого Всероссийского единоверческого съезда в 1912 году. Этот опыт православного миссионера был им проявлен на Пермской кафедре.

Будучи почётным председателем Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа, он изложил свои взгляды в статье «Беседы о Союзе русского народа». В том числе он написал: «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом».

Владыка Андроник, с болью размышляя о глубоком кризисе в народной среде, писал: «Недостаток даже простейшего христианского просвещения в народе — вот что, прежде всего, приходится отметить. Отсутствие отпечатка набожности грустно отражается и в жизни народной. Общая жалоба на народное пьянство, на безобразное даже со смертоубийствами и непременно с драками; провождение деревенских праздников, разгул особенно молодежи, деревенские посиделки, часто толкающие молодежь на беспутство, падение семейных нравов и почтительной покорности младших к старшим, тем более родителям, франтовство, бесчестность, озорство и хулиганство, мстительность и жестокость, вероломство и лживость до лжесвидетельства под присягой, что говорить уже об утрате и самой веры, ибо верующие побоятся нарушать присягу». Глубинно понимая это с самого начала Пермского служения, он вводил в приходскую жизнь проведение воскресных бесед с мирянами, создал общество трезвости, боролся с распространением в рабочей среде пьянства и безверия. Об этом ярко изложено в статье архипастыря «Мероприятия для насаждения трезвости в народе и по искоренению корчемства».

В 1916 году по его инициативе в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Много усилий предпринимал Владыка Андроник к завершению строительства Крестовоздвиженского собора в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре, который был освящён в июле 1917 года.

Значительное место в святительском служении Владыка Андроник отводил образованию и просвещению народа, неотъемлемые и важнейшие составляющие которых он видел в обретении учащимися духовных знаний и развитии духовных качеств православного христианина. Церковно-приходскую школу епископ Андроник называл не иначе как помощницей в пастырстве.

В своих письмах архиерея к иереям он призывал их: «Да, отцы и братие, душу свою всякому священнику нужно вкладывать в приходскую школу, чтобы с молодых лет не выпустить пасомых из своих рук, а, напротив, и их воспитывать добрыми христианами и через них влиять на всю приходскую жизнь».В своих размышлениях после возвращения из путешествия по епархии епископ Андроник в интересах христианского образования и воспитания народа наставлял священнослужителей: в центр всего этого делания определить воспитывающее народную веру православное богослужение с развитием практики соборной молитвы и церковного пения; тверждать русскую культуру как культуру духа, церковные обряды и обычаи; настоятельную потребность в неустанной проповеди; использовать возможности библиотек, читален и вообще печатного слова; народные богомоления и паломничества; воодушевлённые молитвенные крестохождения; приходские праздники; практиковать пастырские посещения домов прихожан.

«Мы, церковные работники, — писал он, — со всяческой ревностью и твёрдостью должны отстаивать своё непременное участие и в гражданской народной школе, где обучаются наши духовные дети, от ответа за которых нас не освобождает никакая школа».

В приветственной речи на молебне при открытии Пермского университета 1 октября 1916 года епископ Пермский и Кунгурский Андроник говорил о необходимости обретения полноты знаний, гармония в которых возможна лишь при постижении, как естественных законов Творения, так и Его духовных законов человеком, как сознательным хозяином и властелином мира, в соответствии с замыслом Великого Всеблагого Творца: «Господствуйте над всею землёю и обладайте ею (Быт. 1;28). «Сей новый Пермский Университет, – отметил Владыка, — да идёт сим путём уяснения единой жизни всего универсума – великой Вселенной, дабы всех привести от своего посильного знания к ожитворяющему и исполняющему Вселенную Живому и Животворящему Духу Бога Творца и Промыслителя». Необходимость обретения знаний Владыка усматривал в том, чтобы «грамотный человек был в жизни зрячим и осмысленным хозяином, оказывающимся не рабом разных условий и обстоятельств, а умелым хозяином и распорядителем их, способным трудное сделать лёгким, вредное и опасное безвредным, худое же и несовершенное исправить и устранить».

Ключевое место в системе отечественного образования Владыка Андроник придавал духовному образованию, считая его необходимым основанием пастырскому служению. По завершению Московской духовной академии он стал кандидатом богословия, защитив написанное им сочинение на тему: «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». Он предметно занимался совершенствованием духовного образования, будучи инспектором Кутаисской духовной семинарии, ректором Ардонской миссионерской духовной семинарии, ректором Уфимской духовной семинарии. Признанием опыта и заслуг епископа Андроника в образовательной сфере стало привлечение его в 1911 году к работе синодальной Комиссии по преобразованию духовной школы.

Возглавляя Пермскую кафедру, Владыка Андроник усердно занимался усовершенствованием учебно-воспитательного процесса в Пермской духовной семинарии, образовательное назначение которой он видел в подготовке будущих пастырей, к которым предъявляются высокие требования, главным, среди них он выделял пламенное горение на ниве служения Богу, Церкви и народу Божиему. В образовательном процессе он считал необходимым неразрывное единство обучения и воспитания при доминирующей роли воспитания. «…Духовная школа в руках Церкви, — писал он, — есть именно та мрежа, которую Христос заповедал нам закидывать в мир даже во время совершенного неулова. Ведь она и может помощью Божией да своею ревностью преобразовать всю жизнь, внося в нее свет Христов. Из нее выходят потом и епископы, и начальники духовных школ, и законоучителя светских школ, и пастыри народа, и другие учителя народа: это ли не есть помощью Божией?».

Он полагал, что духовная семинария должна стать учебным заведением, предназначенным исключительно для подготовки будущих пастырей.

Свои идеи о будущем духовного (семинарского) образования епископ Андроник (Никольский) подробно изложил в своём докладе на Поместном Соборе 15 апреля 1918 года, которые сохраняют свою актуальность в современных условиях.

До конца своих дней земной жизни Владыка Андроник оставался верен своему архипастырскому долгу перед Богом и своим народом. Всем своим служением, которое увенчалось мученическим подвигом архиепископ Андроник (Никольский) преподал важнейшие уроки исповедования веры Христовой, обращенные к нам.

Незадолго до казни архиепископ Андроник написал пророческие слова, обращенные в будущее: «….не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу», а когда «воскреснет душа народная, — воскреснет и тело ее – наша здоровая государственность» (Пермь, 5 мая 1918 года).

Спустя 85 лет на Пермской земле стало возрождаться духовное образование, как подготовка будущих пастырей, изначально в стенах духовного училища, которое находилось в Константиновской школе возле Свято-Троицкого кафедрального собора, а с 2010 года в статусе духовной семинарии, которое было размещено в более просторном здании, где и проходит наша конференция.

Пройден 20-летний путь на ниве духовного образования в новейшей истории. За эти годы многое изменилось. В епархии трудно найти православные приходы, где бы не служили воспитанники Пермской духовной семинарии. Сегодня Пермская духовная школа находится на непростом этапе своего преобразования, связанного с необходимостью получения государственной лицензии и аккредитации по направлению подготовки «Теология». Оглядываясь назад, есть над чем поразмышлять, сделать необходимые выводы, определить перспективы развития, выработать действенные меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с тем, чтобы стены Пермской семинарии становились всё более и более привлекательными и пополнялись новыми поколениями героев Духа, как называл в своё время священномученик Андроник (Никольский) молодых людей, выбравших поприще священнослужения. А выпускники, по слову Владыки, «были богаты духом ревности пастырской, без чего пастырь Церкви все равно, что светильник без елея».

Желаю всем участникам научно-богословской конференции помощи Божией в трудах по осмыслению непростых вопросов и проблем совершенствования духовного образования, рассмотрение и решение которых имеет важное значение в современных условиях.

Далее, с содержательными докладами, посвящёнными жизни и деятельности священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского, а также истории и деятельности Пермской духовной семинарии, выступили: настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца города Перми, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Пермской епархии, член Общественной палаты Пермского края протоиерей Игорь Ануфриев, который представил доклад: «Духовное наследие священномученика Андроника и духовное просвещение народа в Пермском крае»; проректор Пермской духовной семинарии по научной работе, кандидат социологических наук, доцент Николай Александрович Гоголин, представивший доклад: «О подготовке героев духа к пастырскому служению в осмыслении священномученика Андроника (Никольского) и современность»; клирик Владимирской митрополии, доцент кафедры истории и церковно-практических дисциплин Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, кандидат философских наук, доктор церковной истории священник Аркадий Валентинович Маковецкий в своём докладе: «Канонизация Собора Новомучеников и Исповедников Российских Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ): история и современность 1981-2023 гг.)» рассказал о подробностях процесса прославления Новомучеников и Исповедников Русской Церкви в Русской Православной Церкви и в Русской Православной Церкви заграницей.

Завершилось пленарное заседание докладом заведующего иконописным отделением Пермской духовной семинарии иеродиакона Алипия (Кожухова), представившего доклад, посвящённый иконографии священномученика Андроника (Никольского).

По окончании тематической части мероприятия, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, совершил торжественный акт благословения подрясников студентам пастырского отделения очной формы обучения.

В стенах Пермской духовной семинарии данное событие прошло впервые со времени основания духовного учебного заведения.