26 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 25 ноября Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Из года в год, мы слышим евангельскую притчу о милосердном самарянине, которую Святая Церковь предложила нам сегодня за богослужением. Потому содержание повествования притчи многим из нас хорошо знакомо. Эта притча, произнесенная Господом на вопрос иудейского законника о том кто является его ближним, рассказывает нам о неком самарянине, простом человеке, который оказал помощь нуждающемуся.
Повествованием притчи, Иисус Христос указал иудею на истинный смысл исполнения Закона, который буквально «перевернул» его представление о заповедях, которые иудеи исполняли лишь по букве. Законники были уверены в том, что исполняют заповеди Божии, но при этом они призирали самарян, которые, как и они являлись носителями образа Божия.
Рассказав притчу о милосердном самарянине Господь, поверг иудеев, окружавших Его, в некое, как бы сегодня сказали, шоковое состояние, потому что Он сказал нечто новое для всего иудейского общества. Пример этой притчи Святая Церковь предлагает нам на протяжении двух тысяч лет и будет говорить о ней столько, сколько будет существовать мир. Стало быть, ее смысл был важен не только во времена Ветхого Завета, не только для иудейского народа, но и важен для нас с вами.
Притча о милосердном самарянине рассказывает нам о том, кто является нашим ближним. Мы часто сами выбираем и определяем для себя своих ближних — одного человека мы приближаем к себе, а другого, по тем или иным причинам, отвергаем, отделяем от себя, полагая, что в общем, нам нет особой заботы до его состояния, страждет ли он, нуждается ли он в помощи. Мы думаем: пусть кто-то другой о нем позаботится. В это же время мы ходим в храм, молимся, ставим свечи перед святыми иконами, подаем записки с именами на поминовение… Мы думаем, что делаем все необходимое для своего спасения, приближаемся к Богу, но при этом не оказываем никакого содействия страждущему человеку, которого по своему решению, по какой-либо причине, вычеркнули из числа ближних.
А Господь говорит, что подобное отношение к людям не правильное. Иисус Христос переворачивает сознание не только иудеев, но и наше с вами. Что же от нас требует Священное Писание, что мы должны делать? Мы должны четко понимать, что Господь привел пример с милосердным самарянином, чтобы разрушить те границы, которые мы выстраиваем в своем уме деля людей, каждый из которых является образом Божиим, на «своих» и «чужих». Одним мы оказываем помощь, а других и знать не хотим.
Притча повествует о том, что мимо страждущего, избитого разбойниками прошел ветхозаветный священник, ссылаясь на то, что ему нельзя прикасаться к язычнику. Далее, мимо страждущего прошел и левит, представитель священнического сословия. И лишь самарянин оказал необходимую помощь избитому и лежащему в крови человеку, отвез его в гостиницу и позаботился о том, чтобы страждущий человек получил необходиму помощь.
Господь показывает нам, что если мы не будем относиться к своему ближнему, Божиему творению, с пониманием, с любовью, с вниманием, если мы не будем понимать, что нашим ближним является тот, кто нуждается в нашей помощи, то мы не исполним Закон Христов.
Помощь наша может быть выражена и в добром слове, в моральной поддержке, а при необходимости, мы должны навещать человека в больнице. Сегодня, в связи с известными событиями, это очень и очень актуально, когда в больницах лежат раненые воины, вернувшиеся со спецоперации. Удивительно, что иногда люди находят тысячу причин, лишь бы не оказывать помощь нуждающимся. Услышит ли Господь молитву и просьбы такого человека, когда он сам окажется в трудной ситуации?
Об этом, братья и сестры, нам следует рассуждать, слыша сегодняшнее евангельское повествование. Всем нам необходимо поразмыслить и определить: Как бы поступил я, проходя мимо избитого разбойниками человека? Прошел бы ли я мимо или помог бы страдальцу? Поразмышлять об этом призывает нас сегодня Священное Писание, которое мы слышали за Божественной литургией. Аминь.