«Крест Христов — великая сила!»

19 марта, Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 18 марта, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в Чином выноса Креста в главном храме Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил славление Кресту Христову, затем сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

— Наступила уже третья Неделя (воскресенье) Великого поста. Не смотря на некие опасения и рассуждения о том, как мы проведем дни поста, для многих из нас прошедшее время Святой Четыредесятницы прошло скоротечно. И, сегодня Святая Церковь поставляет в центр храма святой и животворящий Крест для того, чтобы укрепить нас на поприще поста, чтобы укрепить наш духовный настрой, чтобы укрепить наши души, чтобы каждый из нас имел возможность приложиться к святому животворящему Кресту.

Сегодня за богослужением мы слышали слова песнопения: «Крест — ангелов слава и демонов язва…». Какое великое оружие дано нам  с вами против диавола — Крест Христов! Кроме великого духовного оружия, Крест являет нам и  великую любовь Божию. Иисус Христос принес Себя в Жертву на кресте ради любви к роду человеческому.

Господь являет нам через Свой Крест великую силу, если только мы с должным почтением относимся к нему, если мы должным образом изображаем крестное знамение, тогда сила Божия достигает нашей души.  Если мы с небрежением изображаем на себе крестное знамение, не рассуждая о том, что мы делаем и не рассуждая о том, Кто был распят на кресте, то сила Божия не поселиться в наших душах.

Крест Христов — это сила Божия укрепляющая нас, движущая нашими добрыми намерениями и поступками, охраняющая нас от ненужных дел, мыслей, встреч…  Крест Христов — великая сила!

В сегодняшнем евангельском повествовании мы слышали слова Господа: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34).

Эти слова без должного толкования могут вызвать в человеке некое недоумение:  неужели Господь призывает человека оставить все и последовать за Ним? Святитель Филарет, митрополит Московский, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви и богослов толкует эти слова таким образом: отвергнуться себя не означает предать пренебрежению свою душу и тело, свою жизнь, потому что душа это великий дар Божий, а тело, по слову апостола Павла » храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6;19).

Святитель Филарет предлагает нам понимать слова Спасителя об отвержении себя, как отвержение пристрастия к какому-либо предмету или дурной привычке, к делам, которые выходят за рамки нормального человеческого поведения. По слову святителя, мы должны отвергнуть страсти, которые нас обуревают. Пристрастие или страсть, это то, что сковывает человека и лишает его возможности быть христианином, правильно заботящемся о своей душе и правильно заботящемся о своем теле.  Мы часто можем слышать слова, сказанные по отношению к какому-либо человеку: «страсть владеет им, страсть уводит его на страну далече»… Страсть, приводит к тому, что распадаются  семьи, страсть приводит к тому, что  многие вещи, которые могли бы быть доступны человеку, совершенно уничтожаются. Это явление в себе мы должны оставить, взяв свой крест, то есть начав жить так, как подобает жить христианину — посещать богослужения, избегать греха, участвовать в церковных таинствах…

Современный мир понятие страсть свел лишь к тому, что мешает существованию общества. Святая Церковь же призывает нас отвергнуть все страсти, которые мешают человеку жить нормальной христианской жизнью, чтобы  стать людьми Божиими, стать настоящими христианами. И душу и тело надо питать, а страсть, которая сковывает человека и не дает ему идти путем Христовым надо отвергнуть.

Подумаем об этом, братья и сестры, в предстоящие дни Великого поста. Не являемся ли и мы жертвой каких-либо страстей, которые, быть может, не видны нам, о которых, может быть, мы не задумываемся, считая то или иное свою греховную привычку нормой, которая уже стала спутником нашей жизни. Может быть мы осуждаем людей и это становиться уже потребностью нашей души и жизни, а ведь это и есть страсть. Возможно нас преследует страсть зависти или злобы и мы не придаем этому значения.

Вот сколько страстей, братья и сестры, могут жить в нашей душе. Нам же следует взять свой крест и последовать за Христом. Об этом должны быть наши размышления в дни Великого поста, когда Святая Церковь предлагает нам время, чтобы мы проанализировали свою жизнь, посмотрели в свою душу, продумали о том, как нам изменить свою жизнь, исправить ее. Аминь.