11 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Серафима (Чичагова), Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 10 декабря Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресеным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Сегодня Святая Церковь за богослужением предложила нам евангельское повествование об исцелении Господом согбенной женщины, которая восемнадцать лет страдала от своего недуга. Господь совершил исцеление этой женщины в субботний день. Видя это чудо, начальник синагоги сказал, что не подобает совершать исцеления в день субботний, на что Иисус Христос обличая его, ответил: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13;15). То есть к животному иудеи проявляют жалость, чтобы дать ему воды, сохранить ему жизнь, а дщерь Авраамову, «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13;16), — обличил Господь фарисея, за его жестокосердие.
Ветхозаветная суббота являлась днем Господним, днем седьмым, в который, согласно закону Моисея, не разрешалось совершать никакой работы. Согласно ветхозаветному Закону, даже земля на седьмой год была свободна от засеивания. Ее оставляли необработанной и только спустя год ее вновь вспыхивали и продолжали обрабатывать. Таким образом, день субботний являлся днем покоя, днем жизни. В этот день все создание — и люди, и животные, и земля, восхваляли Господа, даровавшего жизнь и блага.
По Воскресении Иисуса Христа, днем Господним стал день воскресный. Этот благословенный день напоминает нам момент Воскресения Христова, Победившего смерть, Разрушившего оковы ада, Возводящего из геенны прародителей наших — Адама и Еву и Даровавшего всем нам путь ко спасению.
В воскресный день Господень Святая Церковь призывает каждого христианина прийти в храм, возблагодарить Господа, даровавшего нам жизнь и блага земные. Если по какой-либо уважительной причине человек не в состоянии прийти в этот день храм, то во всяком случае он может вознести свои молитвы и возблагодарить Господа на том месте, где он находится, чтобы благодать Божия не покинула его, чтобы жизнь его была освященной Божиим присутствием.
Но, как мы, христиане, относимся к почитанию дня Господня? Многие люди считают, что воскресный день дан им для того, чтобы расслабиться, отдохнуть или более того, увеселительно его провести. Люди посещают различные зрелища, вместо того, чтобы в это время вспомнить о Подателе жизни, Воскресшем Иисусе Христе. Человек часто надеясь на свои недалекие умозаключения, считает, что посвятив воскресный день каким-либо развлечениям, тем самым, оказывает благотворное влияние на свою жизнь.
Преподобные Оптинские старцы говорят, что «Церковь заповедует ходить в храм неопустительно каждый воскресный день и в праздник». Когда же родители перестают почитать воскресный день, когда они считают, что воскресный день можно превратить из хвалы Богу, в день собственного восхваления и восхваления своей плоти, то и дети их привыкают к подобному времяпровождению. Они становятся непокорными, непослушными, пытаются, не имея жизненного опыта, жить таким образом, как им представляется правильно. Если ребенок в семье не получил опыта почтения дня Господня, не посещает в воскресный день храм Божий, не воздает хвалу Господу, то и жизнь свою он строит вдали от богопочитания.
Господь не запрещает совершать потребные нам дела, но свои заботы мы должны решать только тогда, когда мы совершили главное — посетили храм. Тогда, с Божиим благословением можно приступать к своим делам, образно выражаясь — вести своего вола к воде, чтобы тот напился.
Некоторые люди оправдывают себя и свои действия тем, что заповедь о почтении дня Господня не так значима, как остальные заповеди Божии. Они начинают ей пренебрегать. Но, вспомним пример наших прародителей — Адама и Евы, которые тоже нарушили лишь одну заповедь — вкусили плод с древа познания добра и зла. Нарушив ее, они нарушили гармонию взаимоотношений между Богом и человеком, был нарушен изначальный промысел Божий о человеке. Это привело к тому, что человек впал в грех, природа его изменилась и все человечество вместе с животным миром понесло наказание. Люди оказались в стесненных условиях бытия. Они утратили то, что изначально предлагал им Господь, когда они находились в благодатном месте, которое Святая Церковь называет раем.
Об этом, братья и сестры, мы должны помнить и размышлять сегодня. День Господень мы должны посвещать Богу, мы должны посвещать его молитве. Никто не говорит, что мы должны бездействовать. Но, прежде других дел, мы должны вознести хвалу Господу, возблагодарить Его за то, что Он дал нам время жизни, мы должны испросить Его благословения на наши предстоящие труды.
Не должно думать, что почитание воскресного дня — маловажная заповедь. День Господень посвящен Богу и Спасителю нашему, Воскресшему и Даровавшему нам путь вечной жизни. Разрушив врата ада, Он открыл нам путь ко спасению. Мы не должны забывать об этом. Будем всегда благодарить Его, Воскресшего из мертвых, нас ради человек и нашего ради спасения. Аминь.