13 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 12 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресеным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Святая Церковь предложила нам евангельское повествование об исцелении гедаринского бесноватого. Действия этого евангельского сюжета происходили несколько веков назад, но вместе с тем, его духовное содержание актуально и сегодня. Оно будет актуально во все времена, потому что слова, сказанные Иисусом Христом, сказаны на века. Они будут иметь значение столько, сколько существует Вселенная.
Евангельское повествование об исцелении гедаринского бесноватого рассказывает нам об одном человеке, который в силу своего состояния был лишен возможности жить в обществе, был лишен возможности жить среди людей. Он проводил свою жизнь на кладбище, за пределами города, там, где погребали мертвецов. Таким образом, он нес тяжелый крест одиночества и оставленности. Люди его опасались, избегали и желали вообще от него избавиться.
Когда в жизни бесноватого человека появляется Господь Иисус Христос, то евангелист Лука описывает диалог, который состоялся между Спасителем и бесами, которые обитали в несчастном человеке, пленившими творение Божие. Как никто другой, враг рода человеческого понимал с Кем он разговаривает, к Кому он обращается, и, потому, трепеща, он просит чтобы Господь не посылал его в геенну, а разрешил войти в стадо свиней.
Господь исцеляет бесноватого и отправляет бесовский легион в свиное стадо, которое срывается с обрыва и погибает в пучине морской.
Сегодня, братья и сестры, говорить о таком явлении, как беснование, не принято в обществе. Казалось бы, что сегодня в своей жизни мы не встречаем людей, которых приходится сковывать цепями и выдворять за пределы города. Но, если мы обратим свое внимание к нашей сегодняшней жизни, к тем явлениям в обществе, свидетелями которых мы являемся, то что мы увидим? Разве мы не встречаем проявление в человеке бесовской силы и в наши дни?
Если мы обратимся к средствам массовой информации, если мы включим телевидение, то сколько подобных проявлений беснования в человеке мы там увидим! Если сегодня тема беснования человека для общества становиться не привычной, то не происходит ли это по той причине, что подобные явления зачастую становятся нормой? Все это приобрело массовый характер и происходит в непростое для нашей страны время.
Чем проявление подобного беснования в нашем мире отличается от беснования человека, исцеление которого Иисусом Христом описано на страницах Евангелия? На примере гедаринского бесноватого Господь показывает до какого состояния диавол может довести человека, превратив его в потерявшее всякое божественное подобие, существо. В современном мире врагу рода человеческого остается мало «работы», потому что многие люди сознательно и добровольно позволяют доводить себя до подобного состояния.
Пропаганда ужасающей безнравственности оказывает влияние и на подрастающее поколение. Мы удивляемся и задаем друг другу вопрос: откуда в нашей жизни появилось такое явление как «колумбайн» или «школьные стрелки»? Мы пытаемся бороться с данным явлением через усиление школьной охраны, но не пытаемся искоренить причину, преграждая негативное влияние, которое дети получают посредством интернета, телевидения и различных гаджетов.
После того, как Иисус Христос исцелил гедаринского бесноватого, то каким образом люди, видевшие это чудо, отреагировали на него? Они отблагодарили Господа за Его благодеяние? Нет. Они отвергли Спасителя и сказали, что Ему лучше покинуть их местность. Видя чудо, люди понимали, что если они примут Его, то им придется менять свою жизнь и жить по Закону Божиему, который станет препятствием на пути их источника дохода — выращивания свиней, животных, которые в иудейском народе почитались нечистыми. Через это, мнимо, называя себя праведниками, жители гедаринской страны совершали беззаконное деяние.
Братья и сестры, мы должны рассуждать над евангельскими словами, которые звучали сегодня за богослужением и над тем, что происходит в мире, вокруг нас. Когда человек оставляет Бога, когда человек омрачает в себе образ Божий, тогда диавол обретает над ним власть и ведет его своим путем. Человек может не осознавать этого и через это прийти в ужасное состояние. Мы должны помнить, что человеку дан Закон Божий, даны таинства Церкви, которые очищают души и тело, наставляют на праведный путь, ведущий в Царство Божие. Мы не должны полагать, что история гедаринского бесноватого это устаревшая и потерявшая свою актуальность, история. Духовное состояние нашего общества зависит от каждого из нас, от того, какое сопротивление мы оказываем попыткам духовного порабощения, предложенного нам современным миром. Да не оставит нас Господь, да дарует нам мир душевный, да дарует нам силы противостоять пагубному влиянию врага рода человеческого, чтобы нам стать истинными детьми Бога Вышняго, Спасителя нашего. Аминь.