6 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость», Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 5 ноября Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
За Божественной литургией в сан диакона был рукоположен Александр Жилин.
По окончании богослужения Архипастырь поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос рассказывает притчу о богаче и Лазаре, которая хорошо известна многим из нас. Эта притча была произнесена две тысячи лет назад, в момент иной исторической эпохи, в иной для нас культурной реальности, на ином для нас языке, но слова, сказанные Спасителем, сказаны на века. Во все времена эта притча была наполнена определенным содержанием, в какую бы историческую эпоху она ни звучала. Стало быть, и для нас, христиан XXI века, эта притча актуальна.
Положение богача и Лазаря явилось неким испытанием, неким искушением для них обоих. Слушая слова притчи, мы понимаем намерение, действия и выбор, который каждый из них сделал, находясь в определенных условиях. Не само по себе богатство стало причиной, воспрепятствовавшей войти богачу в Царство Божие. Священное Писание и опыт Церкви показывают, что и богатые люди могут вести праведную жизнь, угождать Богу. Богачу не было необходимости отказываться от богатства, которым он владел, от него требовалось лишь правильно им распорядиться. Если бы он обратил свой взор, свое внимание на бедного, больного Лазаря и каким-либо образом поучаствовал бы в его судьбе, то он бы тем самым смог исполнить заповедь о любви к ближнему. Если бы душа богача прониклась состраданием к несчастному, то Господь за такое его добродушие, за желание помочь уготовал бы ему иную загробную участь. Но богач употребил все свое имущество на праздное времяпровождение «и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16;19), – так повествует нам Евангелие.
Бедный Лазарь тоже прошел определенное испытание. Будучи в стесненных жизненных обстоятельствах, он безропотно нес свой крест, который дал ему Господь.
Когда после смерти богач попал в ад, а бедный Лазарь был вознесен на лоно Авраамово, то не богатство и бедность определили их посмертную участь. Их участь была определена их душевным устроением, делами и несением своего жизненного креста.
Богач, имея большое состояние и зная, что рядом с ним находится человек, нуждающийся в его помощи, тем не менее продолжал вести праздный образ жизни и предпочитал не замечать нужды других людей. В то же время Лазарь – больной, несчастный человек, который, надо полагать, долгое время пребывал в плачевном состоянии, не возроптал на свою долю, он не осуждал богача и не завидовал ему. Он безропотно воспринял свой крест, данный ему Богом. За смирение и кротость Господь возвел его на лоно Авраама, возвысил его. Лазарь одержал духовную победу. Он явился победителем не только над своей судьбой, но и над богачом, потому что богач, уже в загробной жизни, был вынужден обратить свой взор на Лазаря и просить его о помощи.
Евангельское повествование сегодняшнего дня, братья и сестры, должно сподвигнуть нас к оценке своей жизни. Пусть мы сейчас и не находимся в положении богача и Лазаря, однако мы имеем определенный достаток, пусть даже не материальный, например, время и способность сочувствовать. Мы так же, как и герои притчи, имеем свободу выбора: как нам поступать в тех обстоятельствах, в которых мы находимся.
Проявляем ли мы любовь и внимание к ближним, которые в этом нуждаются, или, подобно богачу, употребляем все данное нам от Бога лишь в своих корыстных целях? Воспринимаем ли мы безропотно данный нам от Бога жизненный крест? Если мы будем размышлять над этими вопросами, то притча о богаче и Лазаре станет не просто рассказом, который не имеет отношения к нашей жизни, но станет для нас правилом жизни. И если мы сделаем правильный выбор, то будем иметь надежду на то, что милосердный и праведный Господь пошлет нам милость Свою. Аминь.