16 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 15 октября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Сегодняшние евангельское и апостольское чтения, которые мы слышали за богослужением, в унисон повествуют нам о том, что можно охарактеризовать одним выражением: «что посеет человек, то и пожнет». Это непреложный духовный закон на все времена.
Господь Иисус Христос, обращаясь к нам через слова Евангелия, говорит: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6;35). Святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский, в своих творениях указывал на то, что если мы хотим быть истинными христианами, если мы хотим на деле исполнить заповеди Божии и унаследовать Царство Небесное, нам следует ежедневно помнить эти слова Спасителя (см. Лк. 6;31–36).
Быть может, некоторым из нас в духовной жизни дается что-либо без особых усилий: пост, молитва, сострадание… Но, прощать своих врагов или оказывать другому человеку милость, не ожидая ничего взамен, для каждого из нас – великий духовный труд.
Очень трудно, братья и сестры, бывает нам простить того, кого мы считаем своим недоброжелателем. Постоянно пребывая с кем-либо во вражде внутри себя, в своей душе, мы забываем о том, что, быть может, другой человек уже принес покаяние в своих грехах и получил прощение от Господа.
А апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9;6). Человек должен понимать, что если он в своей жизни сумеет преодолеть грех непрощения ближнего своего, сможет изменить и исправить злую наклонность своей души, то Господь простит и его самого.
Святые отцы предупреждают нас о том, что наше прощение не должно быть с высокомерием, мы не должны смотреть на, пусть и согрешившего против нас человека, свысока. Этого делать не следует, потому что надменность не ведет человека к праведности, не ведет к очищению сердца и души, не ведет к исправлению жизни.
Иисус Христос говорит: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6;36). Казалось бы, Господь призывает нас к очень простому действию, но очень трудно исполнимому, потому что враг рода человеческого, будучи лжецом, прельщая человека, уводит его от праведного пути.
Приступая ко святому Причастию, мы возглашаем: «…и добраго ответа на Страшном Судищи Христове просим». Часто человек считает, что Страшный Суд настанет для него когда-нибудь потом, а, стало быть, нет нужды сегодня побуждать себя на духовное бодрствование. Мы не знаем когда настанет для каждого из нас Суд Божий, но святые отцы призывают нас к тому, чтобы мы не упускали время своей жизни, которое Господь дает нам сегодня, а употребляли его на духовную пользу. Господь говорит, что для каждого из нас настанет час, когда человек должен будет дать ответ за свои дела, за свою жизнь и время это не должно пройти всуе, напрасно. К этому же призывает нас Святая Церковь, братья и сестры, в евангельском и апостольском чтениях, которые мы слышали сегодня за богослужением. С нашей стороны осталось малое – последовать заповедям Божиим. Но, это «малое» очень трудно дается каждому из нас.
Будем прибегать к молитве, будем просить у Господа поддержки, защиты, помощи, и тогда Господь умудрит нас стать способными сделать единственно правильный шаг и услышать от Него добрый ответ на Страшном Суде.
Нам дано время, нам даны средства – Священное Писание, жития святых, чтобы мы предстали пред Господом, пусть немощные, грешные, недостойные, но стремящиеся к исполнению Его заповедей. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Господь и намерение целует». Если мы сделает шаг навстречу Господу, к исполнению Его заповедей, навстречу ближнему, то он станет для нас спасительным, шагом к Царству Божию. Аминь.