«У каждого человека должно быть понимание личной ответственности за свой грех»

9 октября в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 8 октября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.

За Божественной литургией в сан пресвитера был рукоположен диакон Павел Ураков.

По окончании богослужения Архипастырь поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Сегодня Святая Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. Эти святые  жили в разные эпохи, жили в разных условиях и обстоятельствах их окружающих.

Святой апостол Иоанн — возлюбленный ученик Христов, один из первых проповедников Евангелия. Он единственный из апостолов от 12-ти, кто завершил свой земной путь естественным образом. Все другие были замучены — распяты, усечены мечом, обезглавлены…

Согласно Священному Преданию, апостол Иоанн Богослов написал Евангелие и книгу Откровения — Апокалипсис. Святая Церковь именует апостола Иоанна тайноведцем, потому что Господь открыл ему будущее мира. Книга Апокалипсис на протяжении всего существования Церкви Божией на земле, вызывала и вызывает большой интерес людей. Существует множество толкований этой книги. Но, Святая Церковь, заботясь о пользе и духовном спасении, предупреждает нас, что без молитвы и поста, без святоотеческого толкования, приступать к изучению данной книги нельзя.

Святитель Тихон патриарх Московский и всея России жил в недалекое от нас время, в XX веке, когда на Церковь было воздвигнуто новое гонение, подобное тому, которое было воздвигнуто в первые века христианства и продолжалось вплоть до Миланского эдикта 313 года. Во время гонений беспощадно расправлялись с теми, кто исповедовал веру в Господа Иисуса Христа. Святитель Тихон своей жизнью явил пример мужества, смог возвысить свой голос в защиту Святой Церкви и пострадал за это, до конца сохранив верность Христу. В сегодняшний день мы чтим его память и прибегаем к его молитвенному заступлению.

Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование о чудесном улове рыбы святыми апостолами, когда после долгих ночных часов труда, которые не принесли ученикам Господа ожидаемого улова, по слову Спасителя апостолы вновь закинули сети в море и поймали великое множество рыб.

Что из этого евангельского рассказа, братья и сестры, мы можем вынести для пользы своей души? что существенного и важного он нам сообщает, христианам, живущим в XXI веке?

Главным в этом повествовании является реакция и слова апостола Петра, который видя великое чудо, сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5;8). Эти слова могут показаться для нас странными и удивить нас, потому что в нашем понимании, при осознании своей греховности человек, напротив, должен изо всех сил припасть ко Господу с просьбой о опрощении грехов и о помиловании. Если мы так рассуждаем, то еще не достигли той меры христианской жизни, чтобы понять глубину этих слов и применить их к своей жизни.

Очень часто человек, выстраивая свои отношения с Богом, пытается лишь внешне приблизиться к Нему, измеряя это приближение количеством свечей, которые он поставит перед иконами, однажды или дважды в год посещая храм. Как правило, и на посещение храма человека сподвигают лишь внешние обстоятельства — скорби и неурядицы. Все остальное время человек не вспоминает о Боге и не видит Его участия в своей жизни.

С таким отношением к Богу, с таким отношением к своей духовной жизни трудно понять сказанные апостолом Петром слова: «Господи, я человек грешный». Мы часто не понимаем смысл и глубину этих слов, а стало быть нет в нас и понимания и своей греховности.

Зачастую человек видит в Боге лишь Источник исполнения своих желаний, полагая, что Господь должен непременно их исполнить. Но, ответ на свои молитвы человек иногда не получает, и тогда он начинает роптать и негодовать, не понимая, что виной этому являются его грехи и отсутствие осознания своей греховности. Человек, ведя несогласованную с заповедями Божиими жизнь уверен в том, что Господь должен его услышать и обязательно исполнить любое прошение. Но, подумаем, братья и сестры, имеет ли смыл для Господа исполнять просьбу человека, если он, получив просимое вновь, может быть еще дальше удалиться от Бога?

Почему в евангельских сюжетах о том или ином чуде, сотворенном Господом, Иисус Христос запрещал исцеленному говорить о случившемся другим людям? Это происходило по той причине, что другие люди тут же начали бы искать чуда, не ища Самого Бога. Господь запрещал это делать для того, чтобы у человека возникло личное понимание и осознание греха, чтобы у человека возникло понимание личной ответственности за свой грех.

Если мы будем осознавать свою греховность, свое недостоинство перед Богом и с этим чувством будем обращаться ко Господу, тогда мы можем, надеясь на милость и любовь Божии, ожидать Его ответа и щедрот. Аминь.