12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 11 марта, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
Во время Божественной литургии, по запричастном стихе, по благословению Архипастыря, с проповедью к прихожанам обратился кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Пермского государственного научно-исследовательского университета Анатолий Владимирович Жохов, который рассказал об основных вехах жизни Фессалоникийского святителя.
По окончании Божественной литургии Глава Пермской Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский поздравил прихожан храма с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Во вторую Неделю (воскресенье) Великого поста Святая Церковь чтит память святителя Григория Паламы, который был не только составителем трудов, не только писателем-теоретиком, но который прошел путь умного делания на Афоне. Более 20 лет своей жизни он подвизался на Святой Горе, где лично видел святых духоносных старцев, лица которых сияли необычным, нетварным светом. Результатом аскетической и молитвенной жизни святителя Григория Паламы стал труд «Триады в защиту священно-безмолвствующих».
Сегодня Святая Церковь также совершает переходящее празднование Собора всех преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. Я с великим прискорбием воспринял известие о том, что власти Украины на днях приняли решение принудительно выселить монахов из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Все происходящее не может оставить равнодушным любого нормального человека. Будем надеяться, что молитва Собора преподобных отцов Киево-Печерской Лавры отстоит святую Лавру.
За богослужением в сегодняшний день Святая Церковь предложила нам евангельское повествование об исцелении расслабленного. Когда Господь Иисус Христос в очередной раз пришел Капернаум, и в одном из его домов учил, четверо человек принесли расслабленного, но не имея возможности приблизиться к Спасителю, по причине многолюдства, решили раскрыть кровлю дома, чтобы опустить постель с больным к ногам Господа.
Конечно, кровля дома, которую сооружали в Патестине времен земной жизни Иисуса Христа сложно сопоставить с крышей дома в нашем понимании. Тогда она представляла собой некий навес из легкого материала, из прутьев и веток. Такую крышу достаточно легко было разобрать. Что они и сделали.
Далее евангелист Марк говорит, что «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2;5) и исцеляет больного. На эти слова Спасителя, книжники, воспротивились Господу, говоря: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2;7), не понимая, что Иисус Христос есть Мессия, Богочеловек, Спаситель рода человеческого.
Хочу обратить ваше внимание на то, что Господь, исцеляя расслабленного, совершает это по вере тех людей, которые принесли больного. Получается, что верят одни люди, а исцеляется и спасается другой человек. Господь ничего не сказал о вере самого расслабленного.
Святые отцы, истолковывая данное евангельское повествование, отмечают, что Господь исцеляет больного не только по вере его друзей, но и по их любви, которая сподвигла их оказать помощь больному. Принеся постель с расслабленным к ногам Спасителя, друзья тем самым проявили любовь к бедному, несчастному человеку.
Вера друзей расслабленного заключалась в том, что они твердо надеялись, что Господь исцелит больного и поможет ему, но движимой силой в действиях друзей больного стала их любовь к несчастному человеку. Они предприняли действенный шаг — принесли одр больного ко Господу, возможно претерпевая трудности, неодобрения со стороны людей, усмешки, укоры…
Братья и сестры, слыша сегодняшнее евангельское повествование, видя пример веры и любви, которые имели в себе друзья расслабленного, мы с вами должны подобным образом относиться и к своим ближним, к тем людям, о которых нас просят помолиться. Наша молитва должна заключаться не в простом, машинальном произнесении имени того или иного страждущего человека, но она должна соединяться с чувством нашей любви к нему, она должна быть соединена с верой в Бога, в то, что Господь обязательно поможет. Соединение веры и любви является той силой, которая открывает нам Царство Небесное. Аминь.