6 февраля, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 5 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодня Святая Церковь чтит память новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших в губительные годы XX века. Своей кровью они обновили Святую Церковь, своим предстательством они и до ныне крепко стоят пред Престолом Божиим отстаивая веру православную, защищая ее от всяческих нападок и искажений. «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение», — воспевает сегодня Церковь Божия в стихире праздника.
Сегодня мы чтим память и прославляем святых, которые были чадами Русской Православной Церкви, которые пострадали за нее от своих же сограждан. Многие из гонителей и карателей, которые уничтожали храмы и чинили расправы над духовенством и верующими тоже некогда были чадами Церкви Божией, но они для себя избрали пагубный путь. Если обратиться к истории нашего Отечества, то мы увидим, что в годы предшествующие революционным событиям 1917 года, наша страна, Российская Империя, была довольно мощным государством. Ее экономика развивалась активными темпами. Она занимала одно из ведущих мест в Европе по уровню развития. Трудно себе представить, что Русская Православная Церковь того времени, была самой мощной среди других Поместных Церквей. Русской духовенство того времени было самым образованным духовенством, среди представителей других Православных Церквей. В Казанской, Санкт-Петербургской, Московской академиях на очень высоком уровне велась научная деятельность, а их стенах занимались переводом иностранной духовной литературы на русский и церковнославянский языки. Дореволюционные храмы были богато украшенными, с их убранством не могли сравниться храмы ни одной другой Поместной Церкви. Вот каково было положение Русской Православной Церкви накануне революции 1917 года.
В то же время многие представители профессуры университетов того времени боялись открыто исповедовать православную веру, боялись открыто ходить в храмы каждое воскресенье, потому что все это встречало противостояние со стороны студенчества, которое в некоторых случаях доходило до бунтов и судебных процессов. Все это имело место быть в истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Подобные бунты против преподавателей поднимали и семинаристы. Все это отражало брожение нравов и идеологий в нашем обществе в предреволюционный период.
Потому не удивительно, что когда в 1918 году красноармейцы беспрепятственно ворвались в Киево-Печерскую Лавру и насильственно вывели из нее митрополита Владимира (Богоявленского), издеваясь над ним, а после, убив его за пределами монастырских стен, то ни один из двухсот насельников Киево-Печерской Лавры ни вышел на защиту своего святителя. Этот пример показывает нам внутреннее состояния Церкви того времени.
За расправой над митрополитом Киевским Владимиром последовала целая лавина уничтожений и расправ: красноармейцы рушили храмы, потому что они являются видимыми свидетелями Церкви Божией, пытались уничтожить сословие духовенства, убивали верующих мирян.
Сегодня мы не испытываем на себе тяготы гонений, сегодня вновь возродилась Церковь Божия, сегодня вновь заблистали купола храмов, сегодня вновь храмы украшены настенной живописью и представляют собой великолепный образ дома Божия. Возводятся новые храмы и возрождаются старые, Святая Церковь призывают верующих прийти в храм и прославить Господа, призывает нас к тому, чтобы мы всем сердцем и всей душой осознали милость Божию, осознали свое положение в жизни, осознали бы то, что все мы временны в этом мире и обратили бы свой взор ко Господу с чистым сердцем, подобно тому как это сделал Закхей, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском повествовании.
Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование первой подготовительной недели к Великому посту, о неком Закхее, начальнике мытарей, о человеке, который призрел свое положение, потому что был широко известен в обществе, который призрел сой возраст, потому что был уже не молодым человеком для того, чтобы увидеть Господа, Того, о Котором люди говорят, что Он исцеляет, помогает, воскрешает, что Он Тот, кто спасает род человеческий. Закхей, ни взирая на свое положение, влез на дерево для того, чтобы только увидеть Спасителя издалека. Господь, видя его внутреннее состояние, его сердечное желание, ответил ему на это: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19;5). Закхей желая видеть Господа, не только удовлетворил свое любопытство, но он осознал свою греховность и когда Господь обратился к нему, то он тут же на деле принес покаяние, сказав Иисусу Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19;8). Он пообещал Господу на деле исправить свою жизнь, положив тем самым начало новому образу своей жизни. Как часто, братья и сестры, этого не хватает нам в нашей жизни.
Иногда человек приходя в храм, желает подобно Закхею созерцать великолепие и славу Божию, но при этом он не исправляет на деле свою жизнь, как это сделал начальник мытарей. Человек может даже приступать к таинствам Церкви, но при этом с его стороны может не быть стремления изменить, исправить свою жизни, полагая, что он тем самым выполняет лишь некий долг перед Богом и перед самим собой.
Обо всем этом мы должны с вами подумать, братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, когда мы чтим память тех, кто пострадал за Святую Церковь в годину гонений, тех, кто своей кровью искупил греховное бездуховное состояние, царившее в обществе в предреволюционное время.
Пусть видение красоты Божией и наше участие в богослужении не будет поверхностным и безучастным, но пусть оно преобразит наши сердца и души, наш разум, чтобы мы понимали, что все на земле временно и быстро преходяще. От каждого из нас зависит каким чувством и с каким духовным багажом мы придем ко Господу, чтобы дать ответ о своей жизни. Святая Церковь предлагает нам пример новомучеников и исповедником Церкви Русской, дабы показать насколько твердым в своей вере, в своем уповании должен быть христианин, а также пример евангельского Закхея, который сумел не только увидеть внешнюю красоту Божию, но красотой Божией прониклись сердце и душа его, принеся плод покаяния и деятельного изменения жизни. Пусть эти примеры вдохновляют нас, чтобы наше внутреннее естество обратилось ко Господу, чтобы души наши и сердца наши почувствовали, что Господь – наш Творец, Его образ и подобие мы носим в себе. Молитвами святых новомучеников и исповедников Церкви Русской, да укрепит нас Господь, грешных и недостойных рабов Своих. Аминь.