«Не бойся, только веруй»

21 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 20 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«В сегодняшний воскресный день Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Сегодня каждый из нас чтит своего ангела-хранителя. Священное Писание и Предании очень мало сообщают нам о святых Небесных Силах бесплотных. Если мы празднуем память святого, имя которого носим или память святого, которого особо почитаем, то мы обращаемся к нему по имени, тем самым обозначая его личность. Это нам привычно. Но, когда мы совершаем празднование Небесных Сил бесплотных, то обращаемся к ним не по имени, а по роду их служения, по их существу: ангелы-благовестники, ангелы-хранители… Только чин Архангелов, как сообщает нам Священное Писание, имеют личные имена. В этом заключается особенность нашего обращения к бесплотным Силам Небесным, которые служат Престолу Божию.

В одной из молитв сегодняшнего дня, мы, обращаясь к Архангелу Михаилу, называем его всесильным Архистратигом, всесильным защитником. Со времен Ветхого Завета и до сегодняшнего дня мы имеем свидетельство того, что Архангел Михаил сохранил верность Богу и ангельское воинство верное Творцу, мы знаем, что он охранял иудейский народ, что он низверг денницу, ангела, который восстал против Бога, дерзая на то, чтобы занять Его место. Этот падший ангел был посрамлен и низложен. По преданию Святой Церкви, Архистратиг Михаил был поставлен Богом у входа в рай, после того, как из него были изгнаны наши прародители — Адам и Ева. Потому образ Архангела Михаила изображен на северных алтарных вратах, через которые во время богослужения не совершается вход священнослужителей. И напротив, священнослужители входят в алтарь через южные врата, на которых изображен Архангел Гавриил, принесший Благую весть в мир о событии, которое дает каждому человеку надежду на вхождение в Царство Небесное. Все это символично и имеет свое каноническое обоснование.

Нам мало известно об устройстве ангельского мира из Священного Писания, но мы верим, что каждому человеку в таинстве святого Крещения дан ангел-хранитель, который оберегает человека на его жизненных путях, защищает его и молиться о нем перед Господом, если только человек не отгоняет его своими греховными поступками. Мы просим у Господа даровать нам «ангела мирна, хранителя душ и телес наших». Но, если человек ведет греховный образ жизни, то ангел-хранитель отходит от него в горечи и скорби и оставляет человека с его недобрыми делами.

Сегодняшнее евангельское повествование, которое мы слышали за богослужением, сообщает нам о истории исцеления дочери Иаира. Это не притча, но повествование реального события, которое совершилось во время земной жизни Господа Иисуса Христа.

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его» (Лк. 8;41), — повествует евангелист Лука. Возможно в душе Иаира в это время происходила борьба, потому что он, человек высокопоставленный, пробирался сквозь толпу ко Господу, пробирался среди бедных людей, окружавших Спасителя. Вероятно Иаиру была неприятна эта среда, но, ему пришлось побороть свою гордыню, чтобы Господь услышал его просьбу. Господь знал и понимал, что Иаир сделал этот шаг, чтобы спасти свою единственную дочь. Но, Господь продолжал идти Своим путем, и в это время произошло нечто выходившее за границы религиозного представления людей ветхозаветного времени. Женщина, страдающая от тяжелой болезни, которую Евангелие называет кровоточивой, прикоснулась к Спасителю. Она понимала, что тем самым нарушает Закон, но решилась протиснуться сквозь толпу людей, окруживших Иисуса Христа, и преодолела свои сомнения о том, допустимо ли ей коснуться Спасителя. По Закону Ветхого Завета за такое деяние грозила смертная казнь — побиение камнями. Тем не менее она преодолела все сомнения и трудности и коснулась ризы Господней.

«И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8;45-46). Задавая свой вопрос Господу, апостолы еще были людьми мира сего, об этом свидетельствует их рассуждение. Они обращали внимание лишь на внешнее действие своего Учителя. Но, Господь, понимая то, что сподвигло кровоточивую женщину на решительный поступок, указал всем присутствующим на ее веру. Он показал тем самым, что вера ее преодолела смущения и сомнения, которые наверняка обуревали эту женщину. Но, вера ее превзошла все препятствия и она коснулась Господа и получила исцеление. Как много в нашей жизни бывает препятствий, мыслей, различных непонятных нам явлений и событий, которые не позволяют нам соприкоснуться с Господом, и мы ссылаемся на эти причины, как на то что нас оправдывает в нашем бездействии. Мало того, что мы не скорбим об этом, мало того, что вера наша находится далеко не на первом месте в нашей жизни, мы еще и оправдываем себя в том, что является для нас препятствием к тому, чтобы прийти в храм Божий и прикоснуться к святыне, прикоснуться ко Господу в таинстве святого Причастия. А кровоточивая женщина, рискуя своей жизнью, полностью положилась на Господа, преодолев сомнения и веря, прикоснулась к одеждам Спасителя и получила исцеление. Насколько тверда была ее вера в то, что Господь не отвратиться от нее и не накажет ее.

Еще один момент я хочу отметить в сегодняшнем евангельском повествовании. Возможно это самое важные слова в данном отрывке, которые мы должны запомнить на всю жизнь. Господь сказал: «не бойся, только веруй» (Лк. 8;50). О чем мы чаще всего думаем, о своей вере, о доверии Богу или о том, что Господь накажет нас? С какими мыслями мы чаще всего приходим в храм? Мы должны рассуждать, братья и сестры, о том, с каким чувством и мыслями мы приходим к Иисусу Христу. У нас есть масса причин и условностей, масса препятствий, мешающих тому чтобы мы обратились ко Господу. Возможно мы боимся, что не получим от Бога просимого и мы начинаем выстраивать с Богом неправильные отношения. А может быть мы имеем такую веру, которая преодолевает страх, преодолевает боязнь и препятствия и всевозможные уловки нашего лукавого разума, который находит множество причин для того, чтобы нам не посещать храм Божий. Где эта вера? Об этом нам необходимо рассуждать и всегда будем помнить слова, которые сказал Господь наш Иисус Христос: «не бойся, только веруй» (Лк. 8;50). Не страх, но вера должна приводить нас ко Господу, вера, которая спасет нас с вами, братья и сестры. Аминь».