По благословению Главы Пермской митрополии Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского с 24 по 27 мая в Пермской духовной семинарии прошла XVII Межрегиональная научно-практическая конференция «Язык и духовность», посвященная 300-летию города Перми и 560-летию утверждения Православия в Перми Великой.
24 мая в актовом зале семинарии состоялся круглый стол, открывший работу конференции, в которой приняли участие ученые, краеведы, историки, педагоги, общественные деятели Перми, преподаватели и воспитанники семинарии.
Приветственное слово Главы Пермской митрополии к участникам конференции зачитал первый проректор семинарии протоиерей Олег Игнатьев.
В своем слове Высокопреосвященнейший Мефодий, Митрополит Пермский и Кунгурский отметил:
» Христос Воскресе! Уважаемые участники научно-практической конференции, досточтимые отцы, дорогие о Господе братья и сестры, уважаемые гости!
Вот уже в семнадцатый раз в Пермской духовной семинарии этим радостным пасхальным приветствием открывается научно-практическая конференция под общим названием «Язык и духовность».
В этом году конференция проводится в преддверии празднования 300-летия города Перми, юбилей которого промыслительно является продолжением знаменательной даты – 560-летия утверждения Православия в Перми Великой.
Этим объясняется тема открываемой межрегиональной научно-практической конференции: «Утверждение Православия на пермской земле» (к 300-летию города Перми и 560-летию Перми Великой), которая, как мне представляется, гораздо шире, чем её исторический контекст, и охватывает мировоззренческую, миссионерскую, педагогическую, культурологическую, социальную и патриотическую проблематику, определяет важные основания видения перспектив, видения будущего нашего края, нашего Отечества.
Если окинуть мысленным взором историю пермской земли, то становится очевидной ключевая роль в ней Православия – через непрестанное действие всеблагого Промысла Божия.
В далёком XIV веке Господь возжёг в сердце юного монаха Стефана, будущего Пермского святителя, огонь ревности к обращению коми-пермяцких племён от идолопоклонства к Истинному Богу, просвещению их светом Христовой Истины. Его преемники, святители Герасим и Питирим, слово Христовой Истины засвидетельствовали своею мученической кровью, утверждая Православие в Перми Малой. Равноапостольные труды первых пермских святителей послужили духовным основанием для крещения епископом Ионой насельников Перми Великой – Чердыни, заключённой в пределах нынешней Пермской митрополии.
Преемник святителя Ионы, епископ Филофей, оказавшись на пермской земле, население которой тогда, хотя и было крещеное, но следовало языческим обычаям и противилось укоренению христианского жизненного уклада, явил пример архипастырского служения, сумел уврачевать болезненные противоречия как просветитель и миротворец. Его святительскими трудами удалось погасить пожар соперничества между Московским государством и князьями хантов и манси, вследствие чего в 1492 году к территории Пермской епархии присоединили Вологду и её окрестности. Присоединение пермских земель стало важным этапом преобразования Московской Руси в Российскую Империю.
Постепенно Пермь Великая духовно преображалась. Православие становилось неотъемлемой частью народной жизни. Именно попечениями Церкви развивалось образование на пермской земле.
Об этом свидетельствует тот факт, что общественной потребностью поселения, возникшего возле медеплавильного завода – на реке Егошихе (от которого произошёл город Пермь), стал православный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
Истоки самой системы образования находят своё начало в Православии. Первые школы, получившие название «цифровых», возникали при монастырях, при Архиерейском доме. Крестьянские дети обучались грамоте в приходских классах. В 1800 году, вслед за образованием Пермской и Екатеринбургской епархий, была образована Пермская духовная семинария – старейшее учебное заведение на Урале, которому 24 ноября сего года исполняется 223 года.
В те времена система государственного административного управления опиралась непосредственно на приходскую жизнь, которой была охвачена значительная часть населения региона. Становление медицинского, санитарно-эпидемического, ветеринарного, агрономического обеспечения в прикамском регионе осуществлялось через священнослужителей, подготовка которых осуществлялось в период обучения их в семинарии.
Неоспорим тот факт, что значительную роль в становлении Пермского университета сыграли профессорско-преподавательский состав Пермской духовной семинарии и потенциал ее воспитанников. Статистика свидетельствует, что дети духовенства составляли значительную часть студенческого сообщества Пермского университета (33% от общей численности), они были самой многочисленной социальной группой учащихся университета. Открытие и освещение Пермского университета состоялось в праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября 1916 года). Следует заметить, что Пермский университет положил начало светскому высшему образованию в городе Перми, которое затем получило свое развитие в отделившихся от него педагогическом и медицинском вузах.
Православная Церковь на пермской земле во все времена была неразрывно связана с жизнью общества, вместе с народом Божиим преодолевала все испытания, выпавшие на его долю. Так было в годы Отечественной войны 1812 года, Крымской войны (1853 — 1856 гг.), Первой мировой войны.
В годы революционных потрясений Пермская епархия просияла мученическим сонмом, которые жертвенно засвидетельствовали истину Христовой веры. Среди них 34 человека – выпускники Пермской духовной семинарии. К началу Великой Отечественной войны в Прикамье осталось всего шесть действующих храмов и одна часовня, и все они находились вне областной столицы.
Суровые испытания страшной войны обратили народ к Богу. Всего в годы Великой Отечественной войны в Молотовской области был открыт 41 православный храм.
9 мая этого года наша страна отметила 78-ю годовщину Победы советского народа над фашистской Германией. Пермская (в те годы Молотовская) епархия в полной мере разделила невзгоды, выпавшие на долю нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В военное время духовенство и верующие епархии перечислили на танки, самолеты, и на другие патриотические деяния 4 млн. 476 тыс. рублей.
Стойким исповедованием веры отличалась церковные приходы, отвечая тем на последующие вызовы исторических перемен, когда Православие определяло духовное пространство Прикамья и было неразрывно связано с жизнью своего народа. И ныне, когда наша страна переживает серьёзные испытания, связанные с противостоянием коллективному Западу, стремящемуся разрушить Россию как духовно, так и физически, Православная Церковь молится за своё воинство, за свой народ и остается вместе с ним во всех испытаниях, выпавших на долю Отечества.
Пермская епархия оказывает помощь нуждающимся, находящимся на территориях проведения специальной военной операции. Священнослужители епархии осуществляют поездки в зону боевых действий для духовного окормления нашего воинства. Несколько воспитанников Пермской духовной семинарии принимают непосредственное участие в специальной военной операции.
Однако главная роль Православной Церкви в жизни наших земляков сегодня по-прежнему заключается в обеспечении жизненно важных функций – как для отдельного человека, различных социальных общностей, так и для общества в целом.
Рассматривая основные аспекты отношений Церкви и общества, следует помнить слова Христа: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36) и не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3,17). Поэтому важно осознать, что сфера приложения усилий Церкви – не менеджмент и администрирование, а души людей, забота о том, чтобы на всех уровнях бытия, в том числе в общественных процессах региона и муниципальных образований, по слову апостола, всё у вас да будет с любовью (1 Кор. 16, 14).
Принцип смиренномудрия определяет характер отношения Церкви к общественным процессам, сложность и противоречивость которых в современных условиях предопределена высокой разнородностью общественного сознания во всех измерениях российской действительности.
В то же время Церковь не может не реагировать на вызовы современных тенденций в обществе, которые призывают граждан ко греху, к терпимости к различным греховным проявлениям, к богоборчеству и поруганию святынь.
Примером отношений между большими объединениями людей с различными мировоззренческими установками, живущими вместе в современном обществе, служит устроению гармоничных отношений религиозных объединений в Прикамье, имеющих глубокие вероучительные отличия. Традиционные вероисповедания в Пермском крае сближают представителей различных национальностей, придерживающихся той или иной религии или конфессии.
Об этом свидетельствует более чем двадцатилетний опыт работы Межконфессионального консультативного комитета Пермского края, который объединяет религиозные организации, исповедующие традиционные религиозные учения и осуществляющие свою деятельность на территории региона.
В постсоветский период, когда несколько поколений воспиталось на материалистической традиции, роль миссионерства в нашем обществе приобретает смысл второго Крещения Руси. Нашу современность можно сравнивать с апостольскими временами. Прежде всего, сейчас мы являемся свидетелями эклектических представлений в обществе, что нередко производит парадоксальные результаты.
С одной стороны, на почве безбожия совершаются страшные преступления и бесчеловечные деяния. С другой стороны, поиск духовности на почве религиозного невежества нередко приводит людей к вступлению в разного рода сектанты, эксплуатирующим стремление обрести форму религиозности в утилитарных, эгоцентристских, а порой оккультных, террористических интересах. Православные традиции наших сограждан в новых условиях порой приобретают характер суеверий, и даже у немалой части воцерковленных людей, неправильно, гипертрофированно усвоивших религиозные православные ценности, порой наблюдаются такие парадоксальные проявления, как псевдомиссианство; надуманный аскетизм, проявляющийся в побеге от реальности современного общества; пренебрежение к той или иной национальной культуре, религии; категоричность в суждениях и оценках относительно деятельности властей, и даже церковных иерархов; потребительство; национальная нетерпимость; религиозная агрессия по отношению к невоцерковленным прихожанам, молодежи, а также к людям других мировоззренческих убеждений – и вообще дух противления.
Все это угрожает целостности общества, создает условия для его раскола, дестабилизации социальной обстановки.
Главными средствами преодоления этой угрозы являются меры по развитию духовного просвещения и образования как важнейшего элемента всей образовательной системы, а также укреплению семьи и семейных ценностей.
Миссию Церкви в обществе во все времена определяло свидетельство благого образа жизни, источником которого является вера православная, которой чуждо осуждение и насильного назидания других людей. Лишь благой образ жизни, являющий жертвенность и стремящийся к нравственному идеалу, вызывает неподдельный интерес в обществе, а следовательно, стремление познать веру, определяющую его.
«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15) – вот лейтмотив миссии Церкви в обществе.
Сегодня всё более и более благоустраивается и становится краше наш город Пермь, все чаще православные общины обретают ранее утраченные храмы, которые становятся внешним и внутренним украшением краевого центра, что свидетельствует о восстановлении гармонии, когда всё обретает своё место. Хотя остаётся ещё немало вопросов, требующих решения и наших активных действий, в том числе и воспитанников семинарии, учащихся на отделениях священно-церковнослужения, регентского и иконописного, а также на отделении дополнительного религиозного образования и катехизации.
Обсуждению этих и некоторых других важнейших проблем посвящена работа круглого стола и всех секций открытой научно-практической конференции.
Благословения и помощи Божией в ваших трудах.
Воистину воскрес Христос!».
Затем состоялось подведение итогов ежегодного конкурса научно-исследовательских работ студентов Пермской духовной семинарии и выступление спикеров конференции с докладами:
На тему «Православие в истории Пермского края» рассуждал Вячеслав Михайлович Раков, к.и.н., доцент кафедры истории и археологии ПГНИУ.
Лев Валентинович Перескоков, зам. председателя Пермского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, эксперт по проведению экспертизы объектов культурного наследия; член Отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии Русской Православной Церкви рассказал о ссылке Великого князя Михаила Александровича в Пермской ссылке.
Протоиерей Алексей Николаевич Марченко, д.и.н., доктор богословия, доцент, заведующий отделом докторантуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, профессор ОЦАД выступил с докладом «Эвакуация мощей преподобного Сергия Радонежского в город Соликамск в годы Великой Отечественной войны».
Игорь Алексеевич Гладнев, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Пермского края, директора МАОУ «Школа инженерной мысли им. П. А. Соловьёва» г. Перми рассказал о значимости и актуальности историко-культурной преемственности на основе духовных ценностей.
Дмитрий Михайлович Софьин, к.и.н., доцента кафедры междисциплинарных исторических исследований историко-политологического факультета ПГНИУ, председателя Пермского отделения Императорского Православного Палестинского общества рассказал о деятельности и истории Пермского отделения Императорского Православного Палестинского Общества.
Ольга Васильевна Морозова, преподаватель Пермского музыкального колледжа, почётный член Всероссийского музыкального общества, Почётный работник среднего профессионального образования РФ, регент семинарского хора выступила с докладом «Возвращение к истокам. О духовном наследии С.В. Рахманинова».
Мария Александровна Гмызина, заведующая Музеем Архиерейского квартала — «Личный архив священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского, в государственном архиве и музее Пермского края: фотографии».
Выступление диакона Алексия Николаевича Сафронова, кандидата теологии, зав. кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Пермской духовной семинарии, зав. кафедрой теологии ПГНИУ, члена Отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии Русской Православной Церкви было посвящено рассказу о направлении деятельности и итогах последних лет деятельности отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии.
Николай Александрович Гоголин, проректор Пермской духовной семинарии по научной работе, к. соц.н., доцент выступил с докладом: «Пермская духовная семинария и служение Отечеству».
Гладышев Владимир Фёдорович, журналист, краевед, член Союза журналистов России выступил с докладом «»Град пермский не забудет…» О судьбе Архиерейского кладбища».
Завершило работу круглого стола творческое выступление сводного хора студентов регентского и пастырского отделений, исполнивших экзаменационные произведения выпускниц 2023 года Александры Фоминой и Елизаветы Чураковой.
Секционная работа конференции продолжилась с 24 по 27 мая.