Храм Воздвижения Креста Господня (г. Пермь)

В 1906-1907 гг. в заводском поселке Мотовилихе была возведена церковь-часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Средства на ее строительство пожертвовал Мотовилихинский обыватель Василий Корнилов. Храм был деревянным, одноэтажным. Построен он на бутовом фундаменте с кирпичным цоколем. Над покрытой железом крышей возвышались три золоченые купола. Резной деревянный иконостас украшал внутреннее пространство храма.

В церковь на богослужения собирались жители окрестных селений – Язовой, Вышки и Балмошной. Храм владел небольшой усадьбой и являлся приписным к Свято-Троицкой церкви в Мотовилихе. Священники Троицкого храма совершали здесь богослужения, проводили беседы с прихожанами на духовно-нравственные темы. Добродетельные женщины – члены сестричества, созданного при Троицком храме, следили за чистотой и порядком в нем. В феврале 1919 г. по благословению епископа Чебоксарского Бориса (Шипулина), временно управлявшего Пермской епархией, Крестовоздвиженская церковь-часовня была отделена от Свято-Троицкой церкви, в результате чего образован самостоятельный Крестовоздвиженский приход. Несмотря на послереволюционные гонения, в храме продолжали совершаться богослужения, собиравшие большое количество верующих.

Здание часовни 1 августа 1922 года серьезно пострадало от сильного урагана. Ветром была сорвана крыша, снесен купол с южной стороны, выбиты оконные стекла. Но поврежденный стихией храм вскоре был восстановлен на средства прихожан.

В обновленческой смуты Крестовоздвиженский приход сохранил верность Патриаршей Церкви. В храме совершались Богослужения вплоть до 1932 года. Но с провозглашением ЦК ВКП(б) «Безбожной пятилетки» церковь оказалась под угрозой закрытия. 19 июля 1932 года комиссия по вопросам культов Уральского облисполкома постановила Крестовоздвиженский храм немедленно закрыть для богослужений и передать здание под культурно-бытовое учреждение. Однако усилиями верующих церковь удалось отстоять. Решение облисполкома было обжаловано во ВЦИК, и Крестовоздвиженский храм возвратили в пользование «тихоновской староцерковнической» общины. Летом 1933 года в Крестовоздвиженской церкви совершил Божественную литургию епископ Пермский Глеб (Покровский).

В середине мая 1937-го года первая безбожная пятилетка сменилась эпохой Большого террора. Репрессии против духовенства достигли апогея, их жертвами стали тысячи православных священнослужителей. В числе пострадавших в Пермской епархии – настоятель Крестовоздвиженской церкви священник Леонид Пономарев: 10 апреля его арестовали за то, что он «призывал не признавать обновленцев, чтить Царя». Постановлением УНКВД Свердловской области от 23 августа 1937 г. священника Леонида Пономарева приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Вместе с ним пострадали:  председатель церковного совета Крестовоздвиженского храма Дмитрий Никифорович Кощеев, секретарь приходского совета Кузьми Федорович Есюнин, казначей Семен Прокопьевич Катюхин – все они были осуждена к 10 годам ИТЛ.

После ареста настоятеля и членов общины, Крестовоздвиженский храм был захвачен обновленцами, а в июле 1937 году и вовсе закрыт для богослужений. Около года бесхозное деревянное здание церкви стояло без обогрева и ремонта. Церковное имущество в беспорядке лежало в кладовых.

В апреле 1938 г. община верующих обратилась к председателю Молотовского горсовета Н. М. Коновалову с просьбой открыть Крестовоздвиженскую церковь. Верующим было предложено к 7 июня 1938 г. за свой счет произвести ремонт храма. Однако собрать деньги и отремонтировать церковь к указанному сроку им не удалось. Тогда президиум Молотовского горсовета возбудил ходатайство Свердловским облисполкомом об окончательном закрытии Крестовоздвиженской церкви и передаче ее горкомхозу под жилье рабочим.

21 декабря того же года группа верующих из 20 человек обратилась в Пермский облисполком с просьбой разрешить богослужения в Крестовоздвиженской церкви, обещая отремонтировать храм. Просители убеждали власть, что «открытие церкви требуется для престарелых людей, закаленных в вере в Бога, отживающих свой век, воспитавших сынов Отечеству, желающих дожить в тихой духовной радости». Однако власть имущие остались непреклонны.

В 1939 г. оргкомитет Президиума Верховного Совета по Пермской области утвердил решение о закрытии Крестовоздвиженской церкви. Здание было передано под детские ясли. В 1940–1942 гг. в нем размещался магазин, общежитие рабочих. Попытки вернуть храм предпринимались верующими и в 1944, и в 1946 годах. Однако они также не имели успеха.

Восстановление храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня началось на исходе ХХ века. В 1998 г. был зарегистрирован Крестовоздвиженской приход. По благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия (Кудюка) возглавил его священник Андрей Гостинский. Новообразованная община собиралась в квартире, примыкавшей к коммунальному бараку – перестроенному зданию Крестовоздвиженской церкви. 22 апреля 2000 г. в этой квартире была совершена первая Божественная литургия. Вскоре община получила в дар строительный вагончик, который настоятель и члены общины смогли переоборудовать в небольшой временный храм. В том же году приходу были возвращены два старинных образа, находившиеся прежде в Крестовоздвиженской церкви: икона Богоматери «Неопалимая Купина» и образ Святителя и Чудотворца Николая.

В 2002 г. в Мотовилиховском районе Перми, где располагалась старая Крестовоздвиженская церковь, началось строительство нового храма в честь Воздвижения Креста Господня. Проект каменного, пятикупольного храма с колокольней выполнил главный архитектор города О. В. Горюнов. За прошедшие годы был залит фундамент и возведены стены церкви. В настоящее время богослужения совершаются в помещении цокольного этажа. При храме открыта детская воскресная школа, библиотека, возобновлены духовно-нравственные беседы для прихожан.