2 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в день памяти великомученика Артемия Антиохийского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне вечером, 1 ноября, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По завершении Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил сослужащих ему священнослужителей, прихожан с воскресным днем, причастников с применением Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Сегодня за богослужением мы слышали фрагмент из послания апостола Павла к Галатам, в котором апостол говорит, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2, 16). Казалось бы, мы верой спасаемся и больше нам ничего не требуется.
К этим словам апостола Павла, я хочу привести пример из евангельской притчи о мытаре и фарисее. Фарисей исполнял ветхозаветный Закон: постился дважды в неделю, отдавал десятину на храм, нищим давал милостыню и т. д. То есть внешне, он вел себя должным образом, благочестиво. Рассуждая над этой притчей, можно даже позволить сказать, что нам всем далеко до уровня этого фарисея в исполнении Закона. Он выглядел в глазах людей достойным человеком, а главное, он сам себя считал достойным и праведным. Но, только из храма, по слову Господа, он вышел менее оправдан, чем мытарь, который стоял у входа и думал только о своих грехах, молясь: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 28, 13).
Внешнее исполнение Закона не принесло фарисею оправдания перед Богом. Он ушел менее оправданным. Почему? Потому что не дела закона, говорит апостол Павел, оправдывают человека сами по себе.
Человек может с точностью исполнять все, предписанное Законом — давать десятину, посещать храм, но что будет в это время наполнять его сердце? Человек может исполнять то, что предписывают заповеди, но сердце его может быть занято не угождением Богу, не любовью к Богу и ближним, а совершенно иным.
Вспомним евангельскую вдовицу, которая положила в сокровищницу лишь две лепты. По меркам того времени это была ничтожная денежная единица. Казалось бы, эта женщина положила мало по сравнению с состоятельными фарисеями, но Господь отметил ее великий дар. Почему? Потому что она не просто внешне исполнила Закон, но она принесла все, что у нее было, тем самым проявив любвь к Богу.
Мы часто идем в воскресный день в храм потому что так предписывает благочестивый обычай. Быть может, мы десятилетиями посещаем богослужение потому что «так надо». Но какова наша молитва и обращение к Богу во время богослужения? Быть может наши сердца и душевные порывы в это время находятся где-то в стороне? Святитель Иоанн Златоуст говорит о несомненном превосходстве соборной молитвы перед частной, потому что один человек может молиться рассеянно, второй тоже, а молитва третьего в это время доходит до Бога и Господь ее принимает и являет Свою благодать.
Конечно, «оправдание верой в Иисуса Христа», не предполагает полного бездействия с нашей стороны. В Евангелие от Матфея мы находим описание Страшного суда, когда Господь не спросит нас о том посещали ли мы храм, постились ли дважды в неделю, но Он спросит о плодах нашей веры — посетили ли мы больного, накормили ли голодного, то есть взрастили ли в своей жизни любовь к ближнему? Господь ждет от нас не формального исполнения Закона, а сердечного участия в исполнении заповедей Божиих. Это участие необходимо каждому христианину.
Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование о богаче и Лазаре, которое многим из нас хорошо знакомо. На что я бы хотел обратить ваше внимание? Не богатство в этой притче осуждает Господь, потому что не богатство само по себе отдаляет нас от Бога и не бедность приближает к Нему. Церковь прославила во святых многих состоятельных царей и князей, которым не помешало их состояние. Но, Господь обличает равнодушие богача, которое тот проявил по отношению к Лазарю в своей жизни. Он жил лишь в свое удовольствие, и, в результате, унаследовал то место, где «плач и скрежет зубов». А Лазарь, который всю свою жизнь терпел лишения, но не роптал на свою участь, был вознесен Ангелами на лоно Авраама.
Вот о чем, братья и сестры, нам следует рассуждать, когда мы слышим евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Мы должны, приходя в храм Божий или находясь вне его, стремиться исполнять дело Божие с сердечным участием. Если мы пришли на богослужение, то должны устремить свои мысли и сердце к Богу, чтобы, придя во врачебницу духовную, как говорится в молитве перед исповедью, человек «да не исцелен отошел». Чтобы наше посещение храма Божия было нам на пользу и выходя из него, мы были уже обновленными людьми, при содействии благодати Божией, в чем да поможет нам Милосердный и Праведный Господь. Аминь.
























