В Пермской семинарии начала работу научно-богословская конференция

24 ноября, в день 224-летия Пермской духовной семинарии, в стенах духовного учебного заведения под председательством Владыки-ректора Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, начала работу научно-богословская конференция «Духовное пространство России: история и современность», посвященная 300-летию со дня рождения святителя Тихона Задонского.

В пленарном заседании конференции приняли участие ученые, священнослужители, монашествующие, преподаватели и учащиеся Пермской духовной семинарии, представители общественности.

Работу конференции открыл Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, который обратился к участникам пленарного заседания с приветственным словом:

Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех участников научно-богословской конференции «Духовное пространство России: история и современность», посвященной знаменательному юбилею — 300-летию со дня рождения святителя Тихона Задонского.
Трудно переоценить значение личности святителя Тихона, его трудов и творений в Духовном пространстве России, почитаемого многими поколениями как православия наставника, благочестия учителя и покаяния проповедника, нового России светильника и чудотворца (из тропаря святителю Тихону, епископу Воронежскому).

На становление личности будущего святителя большое влияние оказала семья, которая пребывала в крайней нужде, но вместе с тем в ней царили любовь и глубокое исповедание православной веры. До конца своих дней святитель Тихон отличался исключительной скромностью непритязательностью к бытовым условиям, вниманием, милосердием и благотворительностью в отношении бедных и обездоленных людей.

Удивительно, что по своей природе, имея вспыльчивый характер он преодолел эту личностную особенность. Имеется множество свидетельств того, как на неподобающие действия окружающих лично к нему он отвечал высочайшими смирением и кротостью.

Чего не скажешь по отношению к исповеданию христианской веры, когда святитель сталкивался с нерадением, формализмом, невежеством он становился непримиримым к различным проявлениям не достоинства человеческого. Ему выпало ещё достаточно молодым в 39 лет возглавить гигантскую по площади Воронежскую епархию, насчитывавшей около 800 храмов и 12 монастырей, в которую входили частично Тамбовская, Саратовская, Слободско-Украинская, Рязанская, Орловская, Курская, Тульская, Екатеринославская и Харьковская губернии, а также область Войска Донского, где имели место неграмотность и низкий нравственный уровень духовенства и паствы, процветали суеверия, язычество и раскол. 

Святитель Тихон обладал даром слова, и его обличительные проповеди, призывы к покаянию производили очень сильное впечатление на людей. В частности, известен случай, когда 1765 году в самом разгаре популярного в народе языческого праздника Ярилы он приехал на городскую площадь Воронежа и обличил его участников. Слова святителя были так проникновенны и убедительны, что люди разорили все ларьки и балаганы и разошлись, испытывая чувство сильного покаяния. Затем святитель собрал городское духовенство и самых почетных граждан и снова разъяснил им непотребство таких гульбищ. После этого выступил с обличительной проповедью перед народом в кафедральном соборе, ее напечатали и разослали по всей епархии в помощь духовенству.

Много усилий святитель прилагал к повышению образованности духовенства, которому предписывалось учиться Закону Божиему, вменено всем священнослужителям приобрести Новый Завет с тем, чтобы изучать Его с благоговением и вниманием. Владыка рассылал по благочиниям свои послания, в которых разъяснялись основы богослужения и смысл церковных таинств, правила исповеди и окормления больных и осужденных. В воскресные дни в Благовещенском кафедральном соборе им проводились катехизические занятия со священнослужителями близлежащих воронежских храмов. Священников, которые своим поведением срамили свой сан, Воронежский архипастырь строго наказывал, ссылая в монастыри на «чёрные труды» для исправления на срок от года до трёх лет, в надежде, что в непрестанных трудах и физической работе батюшка постепенно придет в чувство и исправится.

Имея незаурядные способности и блестящее образование, святитель Тихон прилагал большие усилия к становлению систематического духовного образования, создав вначале во всей епархии для детей духовенства славянские школы, затем организовав две славяно-латинские школы в Ельце и в Острогожске, а в 1765 году воссоздал Воронежскую духовную семинарию. Он лично руководил семинарией, составил особые правила для преподавателей и воспитанников, постоянно беседовал с учениками и посещал занятия, тратил большие средства, в том числе и личные, на содержание и поощрение учащихся, приглашал преподавать лучших выпускников духовных академий и семинарий.

Время святительского служения епископа Тихона Задонского выпало на период секуляризации российского общества, и он своими трудами утверждал понимание соотечественниками истинного христианства, как, собственно, и было названо одно из главных его творений — «Об истинном христианстве».

Его богословские труды по аскетике представляют собой учение о глубокой духовной жизни на русском языке, предназначенном именно для мирян, для народа и отличаются тем, что они наполнены стремлением донести до каждого человека смысл подлинной жизни во Христе.

Образ святителя Тихона Задонского спустя столетие оказал значительное влияние на творчество выдающихся русских писателей Николая Васильевича Гоголя и Фёдора Михайловича Достоевского, в частности последний из которых запечатлел старцев в своих романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» именно с Задонского чудотворца.

25 (по новому стилю) августа 1861 года святитель Тихон был причислен к лику святых Русской Церкви. На следующий день в городе Задонске при огромном стечении паломников со всех концов России митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Исидором (Никольским) в сослужении многочисленных иерархов и духовенства были открыты мощи святителя Тихона.

Святитель Тихон Задонский по истечении своего земного пути постоянно оставался со своим народом, несмотря на все потрясения в годы революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны и хрущёвских гонений. Всё, что происходило с мощами святителя в эти времена яркое тому свидетельство. Лишь в 1991 году мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью — под своды Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, 13 (26) августа 1991 года. С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с сердцем, наполненным искренней верой.

Значение личности святителя Тихона Задонского для современной России невозможно переоценить, его обширное литературное наследие – подлинная «сокровищница духовной мудрости» весьма актуально и по-прежнему призвано служить нашим соотечественниками источником обретения подлинных духовных ценностей.
Надеюсь, что проводимая нами конференция, посвященная памятной дате выдающегося богослова и просветителя, подвижника православного благочестия, духовного писателя, архиерея, молитвенника, называемого Церковью «российским Златоустом», внесёт свою лепту в наращивание научно-исследовательской, просветительской деятельности на всех уровнях отечественного образования и культуры.

Примечательно то, что тема нашей научно-богословской конференции привлекла внимание многих ученых, преподавателей и студентов не только Перми и Прикамья, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Калуги, Саратова, Саранска, Ставрополя, Сыктывкара и других регионов страны.

Молитвенным ходатайством святителя Тихона Задонского да укрепит Милостивый Господь ваши душевные и телесные силы в трудах на ниве отечественного образования, искусства и культуры, воспитания подрастающего поколения.

Желаю вместе участникам конференции Божией помощи и успехов!

Глава Пермской митрополии также поделился своими воспоминаниями о Втором обретении и перенесении в Задонский Рождество-Богородиций мужской монастырь мощей святителя Тихона Задонского, которое произошло тщанием Владыки в 1991 году.

Далее, с содержательными докладами, посвященными жизни и деятельности святителя Тихона Задонского выступили: проректор по учебной работе Калужской духовной семинарии протоиерей Сергий Владимирович Третьяков с докладом «Антропология святителя Тихона Задонского»; профессор Пермской духовной семинарии, доктор филологических наук Наталья Николаевна Гашева с докладом «Святитель Тихон Задонский и Александр Сергеевич Пушкин: проблема индивидуально-личностного преображения человека»; кандидат исторических наук, доцент Пермской духовной семинарии Олег Викторович Шаталов с докладом «Образ и труды святителя Тихона Задонского в русской литературе XIX века».

Протоиерей Сергий Владимирович Третьяков также передал в дар Высокопреосвященнейшему Мефодию, митрополиту Пермскому и Кунгурскому от Главы Калужской митрополии Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Калужская», а библиотеке Пермской духовной семинарии авторскую книгу «Русская Православная Церковь на Аляске» в 2-х томах.

Глава Пермской митрополии выразил слова сердечной благодарности в адрес Владыки Климента за духовный подарок.

В завершение пленарного заседания участникам научно-богословского мероприятия, выступившим с докладами были вручены именные сертификаты.

Работа конференции продолжилась в формате секций.