«Прежде чем попросить у Господа прощения, мы должны простить долги своим ближним»

8 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Святая Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Владимирская». В этот день за богослужением в храмах звучит евангельское повествование о немилосердном заимодавце. В своей проповеди, посвященной данной евангельской притче, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский отметил:

— Мы часто задаем себе вопрос: как нам спастись? Сегодняшнее евангельское повествование содержит в себе ответ на этот вопрос. Сюжет евангельской притчи о немилосердном заимодавце многим из нас хорошо знаком: один человек задолжал господину своему огромную сумму денег, которую не имел возможности вернуть. Придя к заимодавцу, должник попросил дать ему отсрочку по оплате долга, но господин, будучи щедрым и добросердечным, сказал, что прощает ему весь долг, каким бы большим он ни был. Когда, после этого, прощенный человек встретил своего должника, а Священное Писание сообщает, что долг тот был намного меньше, чем тот, который ему был прощен, то немилосердный заимодавец начал требовать возвратить ему этот ничтожный долг, а до времени уплаты, он поместил своего должника в темницу.

Когда господин узнал о том, что прощенный им неблагодарный человек так поступил со своим должником, то приказал и нерадивого должника бросить в темницу.

Как часто мы с вами, братья и сестры, не замечаем огромной ноши своих грехов, когда обращаемся ко Господу с просьбой простить нас. Господь прощает нас, в таинствах исповеди и святого Причастия мы получаем благодать, избавление от грехов, очищение души и тела. Если мы искренне подходим ко Святой Чаше, то отходя от нее, мы чувствуем действие благодати Божией, наполняющей наши души и сердца.

Но, как часто, приобщившись этой благодати, мы начинаем с обидой вспоминать тех, кто нас каким-либо образом обидел или притеснил. В этот момент мы уже не помним о той милости Божией, которую Он проявил к нам, грешным, о том, что Господь простил наши грехи.

Мы забываем о том, что Господь исцеляет нас, когда мы обращаемся к Нему всем сердцем и душой. При этом, мы подчас сохраняем в своей душе камень обиды, невзгод, зависти, укоризны, гнева, памятозлобия, ненависти…, не вспоминая о том, что этот долг мы должны были бы уже давно простить своим обидчикам, если они таковыми на самом деле и являются.

Часто бывает так, что по самому незначительному поводу в нашем сердце возникает буря негодования, буря требующая мнимой справедливости. Мы забываем об этом и подходим к Святой Чаше, прося Господа оставить нам долги наши, «как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6;12). На самом же деле эти долги своим ближним мы не оставляем. Более того, мы сами забываем о том, что и мы обижаем своих ближних. Многие жизненные обстоятельства проходят калейдоскопом через наше сознание. Мы не придаем им должного значения, и, в результате, у нас образуется большой долг перед Богом и людьми. Прежде чем попросить у Господа прощения, мы должны простить долги своим ближним и примириться с ними. Только тогда, мы сможем обратиться к Богу с твердой надеждой на то, что и Он нам простит прегрешения наши. Священное Писание сообщает нам, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6;14-15).

В этом, братья и сестры, заключается ответ на вопрос: как спастись? Если мы будем твердо знать духовный закон о том, как нам получить прощение от Бога, и действовать в своей жизни в соответствии с ним, то Господь не оставит нас Своей милостью, дарует нам понимание того, что мы грешны пред Ним, дарует нам памятование о наших грехах, дарует нам сокрушение сердечное, чтобы грехи не тяготили души наши и не стали преградой на пути ко спасению. Пусть Милосердный Господь помилует нас грешных и недостойных рабов Своих. Аминь.