В Перми прошла традиционная научно-практическая конференция, посвященная Российскому Императорскому Дому

В рамках VI Ежегодных Пермских научно-образовательных чтений «История Императорского Дома Романовых» в Перми с 10 по 11 июня по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, в Перми прошла традиционная научно-практическая конференция «Царствование Императора Всероссийского Александра I Благословенного и эпоха Первой Отечественной войны. К 200-летию посещения Перми Императором Александром I».

Мероприятие было организовано Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», Пермской епархией Русской Православной Церкви, Пермский государственный архив социально-политической истории при поддержке Администрации губернатора Пермского края.

Почетными гостями мероприятия стали Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова и губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин.

Перед началом основной тематической части форума почетные гости обратились со словами приветствия к участникам и гостям чтений. Глава Пермской митрополии поздравил всех присутствующих со светлым праздником Воскресения Христова и сказал:

—  Глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич! Глубокоуважаемая Анна Витальевна! Уважаемые участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас на VI Пермских научно-образовательных чтениях «История Императорского Дома Романовых».

В этом году Пермский край отмечают знаменательную дату – 200-летие со дня посещения Императором Александром I столицы Прикамья. Самодержец остался в памяти своих современников и их потомков как «Благословенный». Такое наименование было дано Императору в первую очередь за то, что он объединил весь русский народ для борьбы с «великой армией» Наполеона. Некоторые исследователи до сих пор задаются вопросом, который интересовал и французов в 1812 году, и самого Бонапарта: каким образом нашей стране удалось победить врага, до того не знавшего поражения и потому захватившего всю Европу?

Наши благочестивые предки и люди святой жизни давно заметила взаимосвязь между уровнем духовного развития общества и различными социально-политическими катаклизмами: когда люди забывают Бога, тогда происходит нравственный упадок, на самых разных уровнях человеческих взаимоотношений пропадает уважение, доверие и любовь. Так произошло и в годы, предшествующие Великой Отечественной войне, Великой войной 1914 года, и перед Отечественной войной 1812 года.

Все мы помним из школьной программы, какие настроения господствовали среди российской знати в начале XIX столетия: забвение нравственных ориентиров, унаследованных от благочестивых предков; увлечение идеями французского просвещения; стремление человеческим умом объяснить религиозные истины, откуда происходило неверие и презрение к религиозному мировоззрению, взгляд на веру как на «отжившее свое» предрассудки. Все это происходило в высших слоях общества, среди людей, которые должны подавать народу пример отношения к жизни! Сам Государь Александр Павлович, получивший образование в духе идей Жана-Жака Руссо, признавался в том, что лишь «формально повторял утром и вечером известные заученные молитвы», не имея живой веры.

Отечественная Война 1812 года кардинально изменила реалии российского общества, устремленного к бездуховной жизни. Общая угроза завоевания объединила людей вокруг главы государства – Императора Александра Павловича, который в переломные дни ощущал, что и страна, и он сам находятся в безвыходной ситуации. В это тяжелое время он не впал в отчаяние, но осознал свою немощь перед десницей Божией, воспринял феномен войны как наказания за грехи народа. В результате духовного подъема удалось не только изгнать врага за пределы России, но и освободить Европу от самозваных правителей, восстановив законность, положить начало порядку международных взаимоотношений, которые были основаны на христианских принципах. Это был беспрецедентный триумф Российской Империи, пик ее славы и престижа.

Государь понимал, Кому он обязан этой Победой. Известны его слова: «Все дела мои и слова мои принадлежат… имени Божию, научившему меня познавать истинное величие». Личное благочестие Императора простиралось на все сферы жизни. Самым ярким свидетельством этого стали благодарственные Императорские Манифесты, изданные в годы войны — Богу, Отечеству, воинам. Зримым символом благодарности Господу за спасение России от нашествия иноплеменных стала закладка Храм Христа Спасителя.

С 1814 года в стране действовал указ о реформе духовных училищ, согласно которому учебные программы предписывалось составлять таким образом, чтобы «образовывать внутреннего человека». Также необходимо упомянуть, что по указу Государя было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, изначально предназначенное для «восстановления живой и сознательной веры народа через распространение грамотности вместе с распространением Писания». Именно в царствование Императора Александра Павловича Священное Писание было переведено на русский язык, который был понятен представителям всех слоев общества. Все это – лишь малая толика его деяний, продиктованных христианским чувством любви к ближнему и долгом главы государства перед народом.

Сегодня мы с вами стали свидетелями и участниками исторического события – открытия памятной доски на здании Администрации города Перми, посвященной Императору Александру Павловичу. Это заслуженная дань памяти от благодарных пермяков, ведь визит Государя, несомненно, оказал благотворное влияние на губернский город и стал одним из факторов его дальнейшего развития. Уверен, что в ходе данной конференции, нам еще предстоит узнать подробности о том, как проходил этот визит и к каким результатам он привел.

Я хочу напомнить о тех свидетельствах благочестия Государя, которые нечасто вспоминают в наши дни.

Именно Император Александр Павлович преподнес в дар городу мраморный иконостас для зимнего храма Спаса-Преображенского кафедрального собора, который, надо сказать, и был построен в его царствование. Свидетели визита Государя в Пермскую губернию отмечали, что он брал благословение у всех сельских священников, которые выходили встречать его на пути. Какое смирение проявил тот, кого называли «восстановителем держав», «освободителем Европы»! До революции в Перми многие помнили также и о посещении Императором находившегося на покое епископа Пермского Иустина. Государь, проявив уважение к его возрасту, пришел один, без сопровождения свиты.

Память об этих событиях и в целом о визите Императора Александра Благословенного на Пермскую землю необходимо бережно хранить и передавать последующим поколениям — чему, не сомневаюсь, будут способствовать и нынешние чтения.

Желаю участникам конференции успехов в благотворной работе!

Также с приветственными словами к участникам мероприятия обратились губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин и Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова.

В течение двух дней работы конференции с докладами выступили ведущие преподаватели ВУЗов России, историки, занимающиеся изучением темы Императорского дома Романовых, сотрудники российских архивов, научные сотрудники образовательных учреждений, общественные деятели.

На конференции был представлен доклад руководителя отдела церковной истории и канонизации святых Пермской епархии монахини Сергии (Королёвой) «Обретение честных останков фрейлины Императрицы Александры Феодоровны графини А. В. Гендриковой и гоф-лектриссы Е. А. Шнейдер».

Во время конференции состоялось вручение Архиерейских грамот педагогам церковно-приходских школ Пермской епархии, много лет несущих послушание в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также Благодарственных писем Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».