31 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне вечером, 30 марта, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— На протяжении подготовительных недель к Великому посту Святая Церковь готовила нас к тому, чтобы в дни святой Четыредесятницы мы знали о том, к чему должны стремиться. Святая Церковь предлагала нам примеры покаяния: историю покаявшегося блудного сына, который осознал свой грех и был принят и прощен отцом; мытаря, который осознал свое недостоинство и ничего более не просил у Господа, как только милости к себе, грешному; сборщика налогов Закхея, который всем сердцем восхотел увидеть Господа не только телесными глазами, но и воспринять Его своей душой, своим сердцем и так проникся этим, что встретив Иисуса Христа в своей жизни, пообещал раздать свое имение всем тем, кого ранее обидел.
Все эти примеры показывают нам тот духовный ориентир, с каким человек должен вступать на поприще Великого поста. Это очень важно, потому что можно не вкушать скоромной пищи, но и не иметь духовного плода, который необходимо взращивать в своей душе, чтобы время поста прошло с пользой.
Господь обличал фарисеев, говоря: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23;28). Потому соблюдение внешней стороны поста, не всегда свидетельствует о внутреннем его наполнении.
Сегодня, во вторую Неделю Великого поста, Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, показывая нам пример того, какого результата может достичь человек, который приносил искреннее покаяние, возносил молитвы и просил прощения у Бога. Людей, исполнивших все это, посещала особая благодать Божия. На протяжении оставшегося времени Великого поста Святая Церковь будет предлагать нам пример людей, которые творили молитву, постились и стяжали благодать Божию: преподобный Иоанн Лествичник, преподобная Мария Египетская… Этих святых Церковь будет прославлять и предлагать нам в пример праведной и богоугодной жизни.
В сегодняшнее воскресенье мы чтим память святителя Григория Паламы, который некогда был монахом на Святой горе Афон, жил с исихастами, безмолвными отшельниками и достигал высоких состояний в молитве. После совершенных трудов и подвигов, он вышел на общественное служение, приняв епископский сан и став архиепископом Фессалоников, он написал свои известные труды об умном делании. В них он указывал на то, что благодать Божия, которая посещает людей, трудящихся, молящихся, исповедующих свои грехи, сокрушающихся искренне о своем недостоинстве, посещает особая благодать Божия, нетварная энергия, которая отражается даже на внешнем облике подвижников, располагая к ним многих людей.
Этому учению противились западные богословы, которые говорили о том, что эта благодать не является нетварной, не является действием Самого Божества. Но, Церковь Божия, в лице святителя Григория Паламы, явила великого учителя, который свидетельствовал об учении стяжании божественной благодати.
Эта божественная благодать дала преподобной Марии Египетской пройти по Иордану, как по суху. Эта благодать процвела в жизни многих и многих подвижников, которых Святая Церковь ныне прославляет. Таков результат искренней молитвы и покаяния в грехах.
В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предложила нам за богослужением евангельское повествование об исцелении расслабленного, когда друзья некоего больного человека уверовали в то, что именно Иисус Христос сможет исцелить расслабленного, но не имели возможности перенести одр больного в то место, где находился Спаситель. Тогда они приняли решение разобрать крышу дома и переместить болящего к тому месту, где находился Иисус Христос. Люди, оказавшие милость своему другу имели большую веру, но кроме веры у них была и великая любовь к больному человеку. Сочетание в них веры и любви принесло плод — больной человек был исцелен.
Кровля палестинских домов во времена земной жизни Господа представляла собой легкий навес, защищавший от солнца и жары. Эти навесы не были похожи на наши современные основательные крыши, но тем не менее, друзья больного предприняли духовный и физический труд, который принес свой плод.
Об этом всем, братья и сестры, призывает нас рассуждать сегодня Святая Церковь, чтобы мы не напрасно провели дни Великого поста, зная, что труды наши, если только они сопряжены с усердной молитвой и любовью ко Господу, не бывают тщетны. Господь посетит нас и не оставит без Своей божественной благодати и помощи. Об этом мы должны помнить в предстоящее время Великого поста, совершая по силам и возможностям свою молитву, принося покаяние, а главное понимая, осозновая и исповедуя свое недостоинство. Мы не должны оправдывать себя, ссылаясь на какие-либо внешние обстоятельства и внутренние искушения. Разве и и ныне прославленные святые, монахи, подвижники и затворники были мало искушаемы? Их искушал сам враг рода человеческого. Но, тем не менее, они выстояли и Господь наделил их особой благодатью — видеть внутреннюю суть каждого человека. К стяжанию божественной благодати должны стремиться и мы, братья и сестры, и совершать, пусть малый, духовный подвиг в предстоящие дни Великого и спасительного поста. Аминь.